Охрана труда в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы

Опубликовано 09.07.2018 в 10:05

Охрана труда в салонах красоты и парикмахерских

Действительно ли в организациях индустрии красоты необходимо задумываться об охране труда? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачастую охрана труда в салонах красоты из-за недостатка времени или денежных средств откладывается на второй план. Однако, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда обходятся в 10 раз меньше, чем расходы на оплату штрафов из-за несчастных случаев, связанных с их не проведением.

Возможны ли травмы у работников салона красоты?

Работники салонов и парикмахерских не редко сталкиваются с такими травмами:

  • порезы бритвой;
  • ожоги от утюжков, плоек, гофре;
  • ранение при подхватывании на лету падающих ножниц;
  • спотыкания о провода, приводящие к серьезным ушибам и переломам;
  • ожоги от пролитых горячих жидкостей;
  • удары током при работе с неисправным оборудованием и т.д.

Перечислять можно бесконечно! Но, уже, становится понятно, что опасностей на рабочих местах работников салона красоты предостаточно.

Работодателю важно знать, что последствия от вышеперечисленных опасностей в Трудовом кодексе РФ квалифицируется как несчастный случай на производстве или микротравма, и должен быть расследован.

Справка: 

несчастный случай на производстве – это происшествие во время рабочего процесса, в результате которого здоровью работника был нанесен вред (или он погиб). Перечень таких событий приведен в ст. 227 ТК РФ.

Многие травмы можно избежать, если в салоне красоты будут соблюдаться базовые требования безопасности.

В этой статье мы рассмотрим основные законодательно необходимые составляющие охраны труда в салоне красоты.

Содержание

  1. Какие документы по охране труда необходимы в салоне красоты?
  2. Необходима ли специальная оценка условий труда в салоне красоты?
  3. Для чего нужны медицинские осмотры в организации?
  4. Кому необходимо проводить инструктажи по охране труда?
  5. Кто должен быть обучен по охране труда?
  6. Для чего нужно обеспечивать работников салонов средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой?
  7. Для чего нужно обеспечивать работников салонов смывающими и (или) обезвреживающими средствами?

1. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НЕОБХОДИМЫ В САЛОНЕ КРАСОТЫ?

В салоне красоты должны быть разработаны и введены в действия следующие документы:

  • приказы о назначении ответственных за процессы по охране труда и об утверждении документов по охране труда;
  • программа и инструкция Вводного инструктажа по охране труда;
  • программы первичных инструктажей по охране труда для каждой профессии в салоне красоты;
  • журналы по охране труда;
  • инструкции по охране труда. Инструкции разрабатываются для каждой профессии/должности отдельно. Также в организации должны быть разработаны инструкции при производстве отдельных видов работ и инструкции при эксплуатации технологического оборудования;
  • положения, регламентирующие основные процессы по охране труда;
  • перечни;
  • программы обучения с экзаменационными билетами для работников салонов красоты (по профессиям и видам работ);
  • протоколы обучения руководителей и работников организации;
  • личные карточки учета выдачи СИЗ и смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам салона красоты.

Без наличия данных документов невозможно организовать работу по охране труда. Так как все мероприятия должны либо проводиться с помощью этих документов, либо учитываться в них.

Нет времени заниматься документами?

Заказывайте у нас =>> Смотреть подробнее

2. НЕОБХОДИМА ЛИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В САЛОНЕ КРАСОТЫ?

Спецоценка в салонах красоты

Если в салоне красоты ранее не осуществлялась специальная оценка условий труда, то необходимо организовать и обеспечить ее проведение. Для этого нужно создать в организации специальную комиссию по оценке и заключить гражданско-правовой договор с организацией, специализирующейся на проведении СОУТ.  Организация, проводившая СОУТ указывает результаты в отчете.

Важный совет: все сотрудники салона должны быть ознакомлены с результатами СОУТ под роспись не позднее чем через 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Информация об условиях труда обязательно должна быть включена в тексты трудовых договоров!

Подробнее о СОУТ читайте в статье Вопросы и ответы по спец.оценке условий труда.

3. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ?

Руководитель организации обязан организовать за счет собственных средств прохождение медицинских осмотров для всех работников салона красоты:

  • при приеме на работу (предварительный медицинский осмотр);
  • в течении трудовой деятельности (периодические медицинские осмотры).

Работодатель обязан не допускать работников к работе без прохождения ими медосмотра.

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н.

Для прохождения сотрудниками медицинского осмотра необходимо:

  1. Составить и утвердить список контингента работников, подлежащих медицинскому осмотру.
  2. В 10-дневный срок направить утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по месту нахождения организации.
  3. Заключить гражданско-правовой договор с медицинской организацией, которая будет проводить медицинский осмотр.
  4. Направить работников на прохождение медицинского осмотра.

По результатам медицинского осмотра лечебное учреждение составляет заключительный акт и направляет его организации-работодателя в течении 30 дней после окончания медосмотра.

Подробнее про медицинские осмотры в нашей статье Вся правда про медицинские осмотры работников.

4. КОМУ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?

Травмы работников салонов красоты

Руководитель салона красоты обязан обеспечить проведение инструктажей по охране труда всем работникам с регистрацией в соответствующих журналах:

Хочется отметить, что несмотря на неопасную работу, банальные травмы возможны, а инспектор при проверке будет смотреть в первую очередь на то был ли проведен инструктаж.

5. КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН ПО ОХРАНЕ ТРУДА?

Обучение по охране труда должны проходить все работники салона красоты!

Где это прописано?

Порядок обучения и проверки знаний по охране труда утвержден постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда, Минобразования России № 1/29.

Работники рабочих профессий (парикмахер, визажист, уборщик служебных помещений и т.д.) должны обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ в первого месяца после поступления на работу.

Далее периодичность и продолжительность обучения руководитель определяет самостоятельно в зависимости от характера выполняемых работ (рекомендуется проводить обучение не реже 1 раза в год).

Обучение по охране труда работников рабочих профессий проводится по соответствующим программам с экзаменационными билетами в самой организации.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проходят в объеме должностных обязанностей в течение первого месяца после выхода на работу. Повторную учебу проводят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно в самой организации (работники не ответственные за осуществление каких-либо мероприятий по охране труда) или в специализированных учебных центрах (для работников, которые являются ответственными за осуществление мероприятий по охране труда).

Пример программы обучения и экзаменационных билетов вы можете посмотреть по этой ссылке.

6. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАБОТНИКОВ САЛОНОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И САНИТАРНОЙ ОДЕЖДОЙ?

Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работники салона красоты должны быть своевременно обеспечены средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой в соответствии с нормами, указанными в Приказе Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» и Приказе от 29.01.1988 г. N 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви».

Пример перечня выдачи СИЗ и санитарной одежды в салоне красоты:

Перечень выдачи СИЗ

Чем отличается санитарная одежда от СИЗ?

  • Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты работника от вредных и опасных факторов с которыми он может столкнуться во время работы.
  • Санитарная одежда предназначена для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий во время работы.

7. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАБОТНИКОВ САЛОНОВ СМЫВАЮЩИМИ И (ИЛИ) ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ?

Рабочий процесс работников салона красоты зачастую связан с различными загрязнениями (краска для волос; химические косметические средства; биологические жидкости клиентов). В связи с этим, персонал должен быть своевременно обеспечен смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с нормами, указанными в Приказе Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

Работникам салона следует выдавать жидкие моющие средства в дозирующих устройствах или мыло твердое, как при работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями (в соответствии с п. 7. Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н)

Смывающие и обезвреживающие средства

ВЫВОД:

Таким образом, становится понятно, что охрана труда в салоне красоты – это комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий для осуществления трудовой деятельности и снижение риска возникновения травматизма во время производства работ.

Главной задачей работодателя в этом разрезе является обеспечение и организация законодательно необходимых процессов, касающихся вопросов охраны труда в организации.

Помните, что персонал салона красоты обязан знать требования охраны труда и руководствоваться ими во время производства работ. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также соответствующие комфортные и безопасные условия для выполнения работ.

ВНИМАНИЕ!!!  

Несоблюдение требований трудового законодательства и отсутствие в салоне красоты любого из вышеперечисленных мероприятий по охране труда может повлечь как к административным штрафам, так и к уголовной ответственности. Подробности о штрафах за нарушение требований охраны труда вы можете узнать в нашей статье Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2017 и 2018 году.

 

Автор: Нина Брусенцева.

Поделиться статьей:

Смотрите другие статьи по рубрике:

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

1 комментарий читателей статьи "Охрана труда в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы"

Елена31.07.2018 в 08:33

Спасибо за статью, узнала новое для себя

Поделиться с друзьями:


Новые статьи на ваш  email-адрес

Получайте обновления законодательства и шаблоны документов на Ваш почтовый ящик

Получите чек-лист по охране труда

Оставьте ваш e-mail и получите чек-лист по охране труда абсолютно бесплатно

Задать вопрос

 





×
Задать вопрос

 





×