9 января 2025 г. Министерство науки и высшего образования РФ утвердило «Методические рекомендации по управлению профессиональными рисками в образовательных организациях» – документ в котором собраны все основные рекомендации к проведению процедуры ОПР.
Рекомендации разработаны и утверждены для:
- повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства;
- обеспечения функционирования СУОТ в образовательных организациях различных типов.
Как можно видеть из названия документа:
- он содержит рекомендации, т.е. не является обязательным для исполнения;
- он предназначен для применения в образовательных организациях.
Однако, исходя из того, что каждый работодатель вправе разработать собственный метод ОПР, этот документ можно рекомендовать для изучения и применения и в других отраслях социальной сферы.
Рекомендации состоят из нескольких разделов
Содержание статьи:
- 1 «Термины и определения»
- 2 «Организация оценки профессиональных рисков»
- 3 «Идентификация (выявление) опасностей»
- 4 «Оценка рисков»
- 5 «Разработка и реализация мер управления профессиональными рисками»
- 6 Доведение информации рекомендовано организовать в процессе:
- 7 Заключение
- 8 Скачать методические рекомендации по проведению ОПР в образовательных организациях
«Термины и определения»
Этот раздел содержит определения всех основных терминов, применяемых в процессе ОПР.
«Организация оценки профессиональных рисков»
В разделе рассмотрен перечень и содержание организационных мероприятий, которые необходимо провести до начала ОПР:
- Создание и утверждение Положения или иного ЛНА регламентирующего процедуру ОПР в организации.
- Создание приказом (распоряжением) руководителя организации комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков.
В состав комиссии рекомендовано включить:
- представителей работодателя (в том числе специалиста по охране труда);
- заместителя руководителя по хозяйственной части;
- представителей профсоюзной организации, уполномоченного по охране труда;
- работников образовательной организации (преподаватели, лаборанты и т.д.);
- экспертов из сторонних организаций, оказывающих услуги по оценке профессиональных рисков (включаются в состав комиссии при необходимости).
Число членов комиссии должно быть нечетным, а работников которых планируется включить в её состав целесообразно направить на обучение и проверку знания требований ОТ.
- Создание перечня рабочих мест, на которых проводится ОПР.
Перечень устанавливает Комиссия и утверждает её Председатель.
В перечне рекомендовано указать следующее:
- Индивидуальный номер рабочего места. (Для идентификации рекомендовано использовать тот же номер что и у карты СОУТ на данное рабочее место).
- Наименование рабочего места. (Для идентификации рекомендовано использовать наименование профессии, должности в соответствии со штатным расписанием).
- Численность работников, занятых на данном рабочем месте. (Указывается исходя из фактической численности).
- Составление плана-графика работ по оценке рисков.
План-график должен содержать:
- четкое наименование этапов работ;
- сроки реализации этапов;
- ответственных из числа членов Комиссии за осуществление каждого из этапов ОПР.
План-график утверждается председателем Комиссии. Члены Комиссии должны быть ознакомлены с Планом-графиком под подпись.
«Идентификация (выявление) опасностей»
Методические рекомендации определяют Идентификацию опасностей как процедуру обнаружения (выявления и распознавания) и описания опасностей, т.е. потенциальных источников нанесения вреда, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Идентифицированные опасности включаются в Перечень (реестр) опасностей.
Реестр рекомендовано составлять для каждого рабочего места или группы рабочих мест.
Идентификацию опасностей рекомендовано проводить в несколько этапов:
Этап 1 — выявление опасностей на основе анализа НПА, содержащих требования охраны труда, с учетом специфики организации.
(Анализу подлежат документы, регламентирующие технологический процесс, а также документы на материалы, сырье, механизмы и оборудование, используемые в образовательной организации).
Этап 2 — выявление опасностей на основе анализа ЛНА и иных документов в области охраны труда.
(Анализу подлежат должностные инструкции, инструкции по ОТ; перечень видов выполняемых работ, мест пребывания работника при выполнении работ, нештатных и аварийных ситуаций; сведения, содержащиеся в протоколах исследований, предписаниях, актах, справках и других документах органов государственного контроля; результаты производственного контроля; результаты СОУТ; предписания ГИТ, предложения уполномоченных лиц по ОТ и комитета (комиссии) по ОТ; материалы расследований несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, микротравм; сведения об оказании работникам и иным лицам первой помощи и об использовании аптечек; обращения (предложения, заявления, жалобы) работников по поводу имеющихся на рабочих местах опасностей; результаты медосмотра).
Также для получения информации можно использовать:
- интервью с руководителями структурных подразделений;
- опрос работников, (Методические рекомендации содержат примерный перечень вопросов для анкетирования).
Этап 3 — выявление опасностей применительно к каждому конкретному рабочему месту. Предметом изучения является непосредственно рабочее место или рабочие зоны работника.
Этап 4 — анализ полученных результатов идентификации опасностей, прогнозирование возможных ЧС (плохие погодные условия, пожар, отключение электроэнергии, землетрясение и т.д.).
По окончании идентификации опасностей рекомендовано составить Карту идентификации опасностей и ОПР.

«Оценка рисков»
В настоящее время работодатель может самостоятельно определять метод, который в его организации будет использоваться для ОПР.
Критериями при выборе метода оценки уровня профессиональных рисков являются:
- соответствие особенностям (сложности) производственной деятельности организации;
- результат ОПР в форме, понятной и доступной для работников;
- возможность проверки процесса и результатов.
Наиболее сбалансированным по сложности и информативности является матричный метод. Именно он в Методических рекомендациях рассмотрен в качестве основного.
Матричный метод основывается на оценке вероятности возникновения опасного события и его последствий.
В Методических рекомендациях предложена матрица 5х5, где каждая идентифицированная опасность измеряется по шкале вероятности воздействия опасности и по шкале потенциального результата воздействия опасности.
Расчет риска производится математическим перемножением баллов по шкале вероятности воздействия опасности и потенциального результата воздействия опасности.

Например, для события с высокой вероятностью воздействия опасности, приводящего к потенциальному результату воздействия опасности – микроповреждение (микротравма) потребовавшего оказания помощи в медицинской организации уровень риска составит 8 баллов.
Расчет проводится для каждой опасности, идентифицированной на рабочем месте. И вносится в карту ОПР.
Полученные значения интерпретируются в соответствии с таблицей:

В зависимости от присвоенной категории риска определяются мероприятия по снижению его уровня.
Методические рекомендации также предусматривают для каждого рабочего места расчет итоговой категории риска. Она определяется суммированием всех рассчитанных рисков отдельно для каждого рабочего места.
Итоговая категория риска присваивается в соответствии с таблицей:

Данная методика в соответствии с действующим законодательством не является обязательной к применению и может быть заменена на любую другую на усмотрение работодателя.
При использовании данной методики у работодателя остается право вносить в нее корректировки позволяющие учесть специфику организации.
«Разработка и реализация мер управления профессиональными рисками»
Карта идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков включает мероприятия по снижению уровня риска.
На основании этих данных составляется План мероприятий по управлению профессиональными рисками.
План может быть единым для всей организации или разрабатываться для каждого подразделения.
В Плане указываются:
- мероприятия, направленные на снижение профессиональных рисков (защитные меры);
- сроки выполнения мероприятий;
- лица, ответственные за выполнение мероприятий.
В порядке значимости (приоритетности) и эффективности Методические рекомендации предлагают следующие защитные меры:
- Исключение опасной или вредной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.).
Может достигаться автоматизацией производственных процессов и операций, устранением источника опасности, созданием на рабочем месте условий, исключающих наступление опасного события. Данная защитная мера является приоритетной. - Замена опасной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.) менее опасной.
Достигается заменой сырья и материалов на аналогичные, но менее (не) токсичные и опасные; заменой оборудования на безопасное и т.д. - Реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников.
Достигается изолированием людей от источников опасности (электроизоляция, шумоизоляция, применение защитных кожухов и т.д.). - Реализация административных методов.
Достигается за счет постоянного и периодического административного контроля, самоконтроля.
К административным методам можно отнести:
- ограничение времени воздействия вредного (опасного) фактора на работника за счет сокращения продолжительности рабочего времени, предоставления регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены);
- оформление нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности;
- планирование производство работ и путей движения работников, исключающих заход в опасные зоны;
- производственный контроль соблюдения требований ОТ;
- обучение работников безопасным приемам выполнения работ, обучение по ОТ;
- обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования;
- применение знаков безопасности;
- разработка инструкций по ОТ и т.д.
- Использование средств индивидуальной защиты.
Защитная мера применяется в случаях, когда опасности/риски не могут быть ограничены вышеперечисленными мерами. Обеспечение работников СИЗ осуществляется работодателем на основании ЕТН с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР. Применяя данную защитную меру, необходимо внимательно подходить к описанию СИЗ предусмотренных для снижения конкретного риска. Важно чтобы выбор СИЗ был целесообразным и содержал указание на то, какие именно части тела должны быть защищены. Это позволит избежать при разработке норм выдачи СИЗ включения в них излишних и необоснованных позиций.
После реализации всех предусмотренных мер необходимо провести повторную оценку рисков для подтверждения факта снижения уровня риска до приемлемого уровня.
Информация о существующих на рабочих местах рисках должна быть доведена до работников в письменном виде.
Доведение информации рекомендовано организовать в процессе:
- ознакомления при приеме на работу с условиями трудового договора, в части информации об условиях труда на рабочем месте;
- проведения инструктажей по охране труда;
- ознакомления под подпись с картой идентификации опасностей и ОПР.
Информацию о рисках и разработанных мероприятиях по их снижению также можно доводить до работников любым другим определенным работодателем способом.
В приложении к методическим рекомендациям представлены шаблоны:
- Приказ О проведении мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- Перечень рабочих мест, на которых проводится оценка профессиональных рисков;
- План-график проведения оценки профессиональных рисков
- Карта идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
- Реестр профессиональных рисков
- План мероприятий по управлению профессиональными рисками
При проведении процедуры ОПР в соответствии с положениями данных Методических рекомендаций эти шаблоны могут быть применены в представленном виде или с изменениями, соответствующими специфике организации.
Так же в приложении содержатся:
- Примерный перечень (реестр) опасностей, он включает в себя основные опасности и опасные события. На его основе можно составить перечень (реестр) опасностей каждого рабочего места или группы рабочих мест.
- Примерный перечень вопросов для проведения анкетирования работников.
Оба перечня могут быть изменены и дополнены по решению комиссии и ее председателя с учетом специфики организации.
Заключительным приложением к Рекомендациям является ПРИМЕР оценки профессиональных рисков.
Важно понимать, что Пример носит общий информационный характер и при проведении процедуры ОПР необходимо ориентироваться на условия труда на конкретном рабочем месте.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что матричный метод является наиболее подходящим под любые сферы деятельности, а методические рекомендации помогут понять процесс проведения процедуры по идентификации и оценке проф.рисков, а также увидеть каждый этап детально. Не смотря на то, что рекомендации не несут обязательный характер, использовать их как подспорье достаточно удобно. Так как оценка проф.рисков является базовым процессом СУОТ и результаты ОПР весомо влияют на охрану труда в каждой организации, необходимо уделить должное внимание оценке проф.рисков, провести ее грамотно и своевременно управлять выявленными рисками. Ведь ОПР — это не только идентификация и оценка, но и регулярный анализ результатов, управление рисками и соблюдение установленных мероприятий. Обязанность по идентификации и оценке проф.рисков лежит на работодателе и не смотря на то, что для проведения ОПР своими силами потребуется не мало времени, изучить и понять данный процесс ВАЖНО!
Читайте наши статьи и учитесь вместе с нами! А также вы можете обратиться за услугой по идентификации и оценке проф.рисков к нашим специалистам.
Скачать методические рекомендации по проведению ОПР в образовательных организациях
Скачать документ (формат .pdf)

Оставить комментарий:
Добавить комментарий
3 комментария читателей статьи "Методика проведения оценки профессиональных рисков в ОУ"
Людмила23.10.2025 в 12:45
Спасибо большое, что делитесь информацией. Школы, дошкольные учреждения и вообще область довузовского образования — это «непаханное» поле.
Довелось проводить обучение по пожарной безопасности в алматинской школе (Казахстан). Сделала в подарок аудит. Хотя это с исполнителем обучения не оговаривалось. Но я пришла к выводу, что им мало провести обучение — нужно и практическое руководство
Константин29.10.2025 в 12:49
В сентябре этого года уже 10 лет, как я с вашей помощью пашу «непаханное» поле в школе. Спасибо большое, что делитесь информацией. Удачи вашим сотрудникам.






Татьяна, tdzherina@mail.ru30.06.2025 в 08:58
Спасибо, ценно и важно!