Оценка профессиональных рисков в организации: актуальное на 2024 год

22.06.2024 (Обновлено 19.07.2024)

Время чтения: 19 мин

 35895

Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — эти понятия сейчас на слуху у каждого специалиста по охране труда или лица, выполняющего его функцию. Тем более когда произошли глобальные изменения по охране труда с 1 марта 2022 года и оценка проф.рисков стала играть не последнюю роль в системе управления охраной труда организации.

Содержание статьи:

Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.(Статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».

Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков».

Процесс управления профессиональными рисками непрерывный : сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).

Тут же статья 214 Трудового кодекса: работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.

Управление профессиональными рисками — непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации.

Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.

Для эффективной реализации всей процедуры оценки профессиональных рисков (далее — ОПР) необходима вовлеченность всех сотрудников организации, в первую очередь комиссии по проведению ОПР, которая проанализирует опасности, обнаружит и оценит риски, разработает план мероприятий.  Возлагать обяанности по проведению оценки профессиональных рисков только на специалиста по охране труда или работника выполняющего его функции в корне неправильно.

Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Недостаточно просто провести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом считать, что обязанности работодателя выполнены. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.

Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Работник получил травму — требуется пересмотр опасностей и их источников, вероятности тех или иных событий, наличие и эффективность мер по исключению опасностей.

Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.

Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением, а также применение мер.

Приказ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда»

П26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.

Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.

Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих локально — нормативных актах.

Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.

Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации

В настоящее время оценка профессиональных рисков необходима по требованию законодательства, а именно:

Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.

При проведении плановых проверок по охране труда вопросы проведения оценки профессиональных риско отражены в проверочных листах.

Проверочный лист

Оценку профессиональных рисков в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.

Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.

 

 

 

Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.

Еще один нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, комбинаты питания, транспорт и др.).

Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?

Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры.

Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом  № 776н от 29.10.2021  устанавливает ОПР и СОУТ базовыми процессами по охране труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника.

Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков.

Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:

 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) Оценка профессиональных рисков (ОПР)
Основание для проведения: Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ
  • Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда
  • Работодатель обязан обеспечить:
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.
Получаемые
результаты:
  • Отчет о проведении СОУТ
  • Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по
    улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации
  • Приказ о создании комиссии
  • Утвержденная методика оценки
  • Перечень мест для оценки
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты)
  • Классификатор опасностей
  • План мероприятий по управлению рисками
  • Закрепленные в документах
    процедуры (положении о СУОТ или иных документах)

Как мы знаем Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ.

С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) со стороны законодателей. Но на самом деле таким образом обеспечена гибкость в выборе способа проведения и отражения результатов ОПР. Разберемся со всем по порядку. С 1 марта 2022 года вступили в силу ряд документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации». — устанавливает обязанность работодателя выявлять, анализировать и оценивать опасности и профессиональные риски.
  • Приказ Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» — определяет процесс оценки проф.рисков как базовый процесс по охране труда. Устанавливает примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
  • Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г.
    «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» — содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
  • Приказ Минтурда России от 31 января 2022 г. N 36 «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей» — предназначен для обеспечения правильности и полноты установления опасностей, а также источников этих опасностей.

В пунктах Приказа Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» (является нормативно-правовым актом) отражено следующее:

17. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

22. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков , выявленных (идентифицированных) опасностей.

23. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку .

В Приказе Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» (не является нормативно-правовым акто, носит рекомендательный характер) определены следующие рекомендуемые методы оценки профессиональных рисков:

  • для предприятий малого и микро-бизнеса – самые простые по использованию,
    не требующие специальных знаний, позволяющие обеспечить соблюдение базовых требований безопасности при малой численности персонала и количестве рабочих мест и при отсутствии оборудования, способного причинить вред здоровью значительного количества работников. К таким методам относятся:

Контрольные листы,

Матричный метод;

  • наиболее распространенные – простые в использовании и не требующие специальных знаний методы, которые рекомендуется использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности, и которые наиболее широко используются в практике предприятий Российской Федерации. К таким методам относятся:

Матричный метод на основе балльной оценки,

Анализ «галстук-бабочка»;

  • методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем – методы, которые рекомендуется использовать для оценки рисков в отношении отдельных наиболее опасных производственных процессов или оборудования (в том числе объединенного в технологическую цепочку). К таким методам относят: Анализ причинно-следственных связей,Метод анализа сценариев,Метод анализа «дерева решений»,Метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis),Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности;
  • методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов – методы, используемые для оценки рисков отказа ключевого оборудования и для оценки рисков, связанных с обеспечением безопасности определенного вида продукции;
  • иные методы, – методы оценки рисков, не связанные с эксплуатацией оборудования и травмированием работников, которые рекомендуется использовать для оценки различных аспектов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья работников.

 

Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что с 1 марта 2022 года законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков пополнило ряд  необязательных для применения документов, помогающих работодателю организовать процесс оценки проф.рисков близко к тому, как это видят законотворцы. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков или воспользоваться тем, что предлагает Минтруд.  Главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке.

Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска

Специальная оценка условий труда Оценка профессиональных рисков
Кто может проводить: Проводится сторонней аккредитованной организацией Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также возможно с привлечением аккредитованного эксперта  в состав комиссии.
Когда необходимо проводить: В течение 12 месяцев с момента образования рабочего места Перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест
Периодичность проведения: В случае изменений в организации (замена оборудования, смена месторасположения рабочих мест, наступления несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников и т.д.) – в течении 6 месяцев с момента появления изменений;

Не реже 1 раза в 5 лет (если рабочие места не задекларированы)

Периодичность проведения аудита результатов ОПР устанавливается работодателем;

Результаты ОПР пересматриваются обязательно при любых изменениях (новое оборудования, изменение условий труда, наступление несчастных случаях, авариях и инцидентов и т.д.).

Ответственность и штрафы: Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб.

Выполнить оценку профессиональных рисков самостоятельно или подключить организацию на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Вариант №1 — привлечь к ОПР компанию

Ответственность за проведение оценки профессиональных рисков в любом случае несет работодатель, поэтому экспертная организация подготавливает локально-нормативные акты для проведения ОПР (приказ о создании комиссии, Положение по идентификации и оценке проф.рисков или метод по ОПР, приказ об утверждении документов и результатов ОПР и т.д.).  Сотрудник экспертной организации проводит аудит документации и производства, идентифицирует опасности, затем на основании собранных данных подготавливает отчет (результат оценки проф.рисков).

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию?

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки (можно запросить шаблоны документов и методику);
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).

Плюсы:

  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).

Минусы:

  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

 Лайфхак:

Приказом Минтруда России от 19.03.2024 № 123н, были скорректированы Правила финансового обеспечения по охране труда и теперь работодатели вправе возвращать средства, затраченные на оценку проф.рисков, которую проводила сторонняя организация. При этом сама компания, выполняющая оценку, должна быть внесена в реестр субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере охраны труда.

Чтобы возместить оценку профессиональных рисков, работодатель обязан предоставить в СФР:

  • копию договора с организацией, проводящей оценку проф.рисков;
  • сведения об индивидуальных номерах рабочих мест, в отношении которых проводится оценка проф.рисков.

Приказ вступает в силу с июня 2024 года, это значит что компании уже до 1 августа 2024 года смогут подать в СФР документы на возмещение оценки проф.рисков.

Вариант №2 — сделать ОПР самому

Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

Плюсы:

  • условная «бесплатность» проведения;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.

Минусы:

  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ, изза некорректных реузльтатов;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Вариант №3 — сделать ОПР самому при помощи ПО

Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков — меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Какие документы по ОПР может проверить ГИТ?

Согласно п. 10.2 Приказа Минтруда РФ от 21.03.2019 г. №77 проверке подлежат следующие документы:

  • перечень (реестр) опасностей;
  • документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска.
  • документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Порядок действий при самостоятельной оценке профессиональных рисков

Порядок действий при самостоятельной ОПР

На первый взгляд может показаться, что оценка проф.рисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий:

  1. Определить методики по идентификации и оценке рисков;
    — используя рекомендации  Приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов ОПР», либо также работодатель вправе разработать методику самостоятельно
  1. Разработать локально-нормативного акта для идентификации и оценки рисков;
    — утвердить положение или отдельно методику оценки риска, также можно включить раздел ОПР в Положение о системе управления охраны труда
  1. Выбрать ответственных лиц за организацию и проведение оценки рисков;
    — издать приказ о назначении ответственного лица или формировании комиссии по оценке и идентификации рисков
  1. Составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих ОПР (с учетом аналогичных рабочих мест).

Лайфхак: список рабочих мест необходимо сделать оптимальным

Если имеются аналогичные рабочие места, например, идентичные автомобили по марке и техническим характеристикам или работники выполняют идентичные операции, то рабочее место можно взять одно. И наоборот, если рабочие места различаются факторами (освещённостью, выполнением трудовых функций в разных кабинетах и т.д.), то лучше проанализировать каждое.

  1. Провести осмотр каждого рабочего места в соответствии с ранее подготовленным перечнем РМ зафиксировать источники опасности:
  • Места выполнения работ;
  • Используемое оборудование, материалы и сырье;
  • Выполняемые работы;
  • Аварийные ситуации;
  1. Рассчитать уровень оценки профессиональных рисков, согласно выбранному методу;
    — результаты заносятся в карты оценки рисков
  1. Разработать меры по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков
    — с указанием сроков проведения и ответственного лица
  1. Составить  перечень (реестр) всех выявленных опасностей;
  1. Ознакомить работников с выявленными рисками на их рабочих местах;
  2. Локально-нормативным актом определить срок проведения анализа результатов ОПР (для управления рисками и соблюдения требований ТК РФ);
  3. Применить результаты ОПР в охране труда (инструкции, выдача СИЗ и ДСИЗ, инструктажи и обучение работников).

Папка с документами ОПР

В каких случаях необходимо пересматривать результаты ОПР?

В первую очередь, не стоит забывать, что оценка профессиональных рисков – это постоянный процесс. Выявление опасностей, их анализ и оценка, должны вестись непрерывно (ст. 214 ТК РФ)!

Таким образом, пересмотр результатов ОПР необходимо проводить:

  • при введении нового рабочего места;
  • при изменениях в технологическом процессе на том или ином рабочем месте;
  • при замене оборудования, которое может создать дополнительные опасности, либо изменить уровень риска (выше/ниже);
  • при изменении состава применяемых материалов, сырья;
  • при изменении должностных обязанностей работника, влияющих на безопасность труда;
  • при изменении НПА, требования которых затрагивают непосредственно трудовые функции работника;
  • при изменении результатов специальной оценки условий труда;
  • при несчастном случае;
  • по требованию государственного инспектора труда;
  • по решению работодателя.

ВАЖНО! Нормативными правовыми актами не установлена периодичность пересмотра результатов ОПР, работодателю необходимо самостоятельно определить её. Мы рекомендуем проводить анализ не реже 1 раза в год

Анализ результатов и пересмотр оценки рисков в чем разница?

Анализ – это проведение аудита функционирования СУОТ (либо конкретно процедуры по оценке рисков), проверка соблюдение мер по исключению и снижению рисков.

Процесс проведения анализа результативности ОПР:

  • Назначить ответственное лицо, за проведение анализа;
  • Ответственному лицу зафиксировать все изменения в документе (к приму актом, протоколом и тому подобное).
    — если по результатам анализа условия труда остались прежними, достаточно зафиксировать в документе, что изменений не было, результаты ОПР считать действительными;
  • Комиссия по оценке рисков рассматривает все зафиксированные изменения и организовывает процесс пересмотра результатов.
  • Пересмотр – это актуализация результатов ОПР и оптимизация процессов СУОТ.

Как оформить пересмотр оценки рисков?

Независимо от того, по какой причине требуется пересмотр, процедура едина:

  • Актуализация карты оценки рисков на каждое или конкретное рабочее место;
  • Учесть новые результаты и расчёты рисков в перечне мер по исключению и снижению риска, а также в перечне (реестре) опасностей;
  • Применить новые результаты в локально-нормативных актах по охране труда, в которых применяются результаты ОПР (инструкции, нормы выдачи СИЗ, перечни лиц подлежащих обучению/МО и так далее).

Что еще важно знать?

  • Проведение оценки профессиональных рисков в организации является одним из базовых процессов в Системе управления охраной труда (СУОТ);
  • Без ОПР нет возможности грамотно разработать инструкции по охране труда, программы обучения и инструктажей, нормы выдачи СИЗ и ДСИЗ и многое другое. То есть без ОПР работодатель не имеет права допустить работника до выполнения трудовых обязанностей;
  • Отсутствие результатов оценки рисков влечет за собой несколько штрафов:

Штрафы за отсутствие результатов оценки профессиональных рисков

  • ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ  «Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда:
    — для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.
    — для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  • ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного); обязательных психиатрических освидетельствований»:
    — для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.
    — для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.
  • ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты»:
    — для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    — для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

Автор:
Лазуткин Вадим

Все статьи автора

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 комментариев читателей статьи "Оценка профессиональных рисков в организации: актуальное на 2024 год"

Гульнара30.03.2021 в 09:11

Спасибо за подробную информацию

Оксана Владимировна30.03.2021 в 17:51

СПАСИБО!!! Информация доступна и понятна.

Роман Станиславович, +77773618150 (ВатсАпп)15.12.2021 в 14:48

Просмотрел вебинар с удовольствием. Всё профессионально и понятно. У нас в Казахстане другие правила. Минтруда и соцзащиты населения утвердил Положение о СУОТ в августе 2020 с вводом его с сентября 2020, но о новых требованиях ISO 45001 там мало. Готовят изменения, посмотрим, что дадут. Нет методичек. Собираю все по крохам. Жду и от Вас посильной помощи. Спасибо

Анна09.02.2022 в 11:03

Добрый день! Подскажите, если у нас все сотрудники работают дистанционно, необходимо проводить оценку профессионального риска?

Елена эл.адрес:elenacem7@mail.ru29.03.2022 в 10:32

Спасибо большое за информацию. Остался один вопрос: порядок действий наш, если проведение оценки профессиональных рисков заказан специализированной компании?

krebun22.05.2022 в 23:17

http://trud45.ru/ Оценка профрисков

Дмитрий19.07.2024 в 07:40

СПАСИБО!!! Информация важная! Всё доступно и понятно.

Сергей06.11.2024 в 17:26

Доброго! У меня имеется приказ 796 и приказ 926. Они идентичны. Каким всё-таки пользоваться?

Читайте также:
Безопасность при работе с компьютером
07.07.2017

 4100

Безопасность при работе с компьютером

Безопасность при работе с компьютером является одним из основных условий при организации производственного процесса в офисе. При разработке комплекта документации […]

Читать далее
Проверки по пожарной безопасности
21.06.2018

 9914

Проверки по пожарной безопасности на малый бизнес

Приветствую вас, дорогие читатели! Проверки организации по пожарной безопасности не новость, но с 2016 года действовал 3-х летний мораторий на […]

Читать далее
Приказ Министерства
29.05.2020

 5763

Новости трудового законодательства. Май 2020 года

  Приказ Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н «О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 3 к приказу […]

Читать далее