Профессиональное обучение рабочих. Учить или не учить?

13.01.2025 (Обновлено 27.01.2025)

Время чтения: 21 мин

 1251

Кто хоть раз пытался разобраться во всех уровнях и видах образования в Российской Федерации понимает, как все сложно и запутанно. Не говоря уже о человеке, который с этим сталкивается впервые, например, специалисты по охране труда достаточно далеки от этой темы, так как это скорее кадровый вопрос, но… рано или поздно всплывает вопрос, а может ли этот работник выполнять дополнительные работы? Нужно для этого провести дополнительно обучение по охране труда или этого недостаточно, и нужно профессиональное образование? Или переподготовка? Или повышение квалификации?

Профессиональное обучение, программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки, дополнительное профессиональное образование и т.п. Как будто все об одном, а, наверное, все-таки разное? В одном Учебном центре предлагают профессиональное обучение, в другом – дополнительную профессиональную подготовку, где-то просят данные по уровню уже имеющегося образования, а где-то не просят, хотя запрос об обучении отправляешь один и тот же.

Как разобраться, когда рабочим нужно профессиональное обучение и какое, а когда не обязательно? Как разобраться, нужно ли дополнительно обучать работников при совмещении должностей или совместительстве?

Подготовили подробный материал, отвечающий на эти вопросы.

Сразу отметим, что материал большой и сложный, без фундаментального разбора тут не обойтись. Сначала мы расскажем про структуру образования в Российской Федерации, а уже затем будем отвечать на вопрос: когда работодатель должен отправлять работника на профессиональное обучение?

Профессиональное обучение рабочих (фото из freepik.com)

Содержание статьи:

Структура образования в Российской Федерации

Система образования в России строиться на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ему, схему образования в нашей стране можно представить в следующем виде:

Структура образования в России

Кратко разберем основные моменты по каждому виду образования.

Общее образование

Общее образование включает в себя дошкольное, и общее образование (начальное, основное общее, среднее общее). Общее образование может реализовываться как на базе образовательных учреждений, так и в виде семейного образования.

Не будем подробно останавливаться на этом уровне образования, так как для нас более важны следующие уровни, где осваиваются профессиональные навыки. Отметим только, что при получении общего образования должен начинать закладываться «профессиональный фундамент»: так при получении основного общего образования должно происходить развитие склонностей, интересов, способности к профессиональному самоопределению, а при получении среднего общего образования – подготовку обучающегося к продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Профессиональное образование

Профессиональное обучение включает в себя среднее профессиональное образование и высшее образование.

Среднее профессиональное образование

Направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Необходимый уровень имеющегося образования для начала обучения по программам среднего профессионального обучения – среднее общее или основное общее образование.

В случае если обучение проводится на базе среднего общего образования, то освоение программы основного общего образования осуществляется совместно с профессиональным обучением.

Высшее образование

Имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Для начала обучения по программам высшего образования требуется наличие среднего общего образования (11 классов школы или среднее профессиональное образование).

Здесь все ясно и понятно, через эти стадии обучения проходило подавляющее большинство нас и нашего окружения. Непонятности появляются дальше. И мы с вами постараемся с ними разобраться.

Профессиональное обучение

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Скачать Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение установлен Приказом Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 г. N 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

Программы профессионального обучения должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов (при наличии). Если профессиональных стандартов по данными профессиям или должностям нет, то программы разрабатываются на основании установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Запомните этом момент, он будет очень важен, когда будем разбирать, каких работников нужно посылать на профессиональное обучение, а каких нет.

Профессиональная подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих

Осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.

Данное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Является профессиональным обучением лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Переподготовка рабочих и служащих

Осуществляется по программам переподготовки рабочих и служащих.

Является профессиональным обучением лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Повышение квалификации рабочих и служащих

Осуществляется по программам повышения квалификации рабочих и служащих.

Является профессиональным обучением лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Дополнительное образование

Дополнительное образование детей и взрослых

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времен.

Обучение без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

К охране труда данное образование отношения не имеет, поэтому не будем останавливаться на нем подробно.

Дополнительное профессиональное образование

Направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Требования к образованию: среднее профессиональное и (или) высшее образование (или их получение в настоящий момент).

Собрали особенности всех видов обучения (за исключением общего образования) в наглядную таблицу:

Вид образования Необходимый уровень образования Цель Документ, подтверждающий освоение программы
Профессиональное образование
Среднее профессиональное Не ниже основного общего или среднего общего образования Подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования Диплом о среднем профессиональном образовании
Высшее образование Среднее общее образование.

Для программ магистратуры — высшее образование

Подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации Диплом бакалавра;

Диплом специалиста;

Диплом магистра;

Диплом об окончании ординатуры, ассистентуры-стажировки

Профессиональное обучение
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих Основное общее или среднее общее Получение профессии или должности служащего впервые

 

Если нет профессии рабочего или должности служащего

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего
Переподготовка рабочих и служащих Среднее профессиональное или высшее Получения новой профессии рабочего или новой должности служащего

 

Если есть профессии рабочего или должность служащего

Повышение квалификации рабочих и служащих

 

Среднее профессиональное или высшее Получение новых навыков по уже имеющейся профессии или должности

 

Если есть профессии рабочего или должность служащего

Дополнительное образование
Дополнительное образование детей и взрослых без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени Документ об обучении (по образцу и в порядку, установленным обучающей организацией), кроме дополнительных предпрофессиональных программы в области искусств (свидетельство об освоении этих программ)
Дополнительное профессиональное образование среднее профессиональное и (или) высшее образование (или их получение в настоящий момент) Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды

 

Если есть профессии рабочего или должность служащего

Удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке

Кого должен обучать работодатель?

Документы о профессиональном образовании содержат информацию о квалификации, которая дает право обучившемуся заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Здесь вроде бы просто: если есть законодательные требования к квалификации для выполнения профессиональной деятельности или трудовой функции – то работник должен иметь соответствующую квалификацию, подтверждающуюся документом об образовании.

Теперь перейдем к обязанностям работодателя.

Согласно статье 196 Трудового Кодекса РФ:

«В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.»

Профессиональное обучение

Таким образом работодатель должен или нанимать на работу лиц, уже имеющих необходимое образование для осуществления определенного вида деятельности (выполнения определенных работ), либо отправлять работников на обучение, если для этой работы требуется определенный уровень обучения. Так же нормативными актами может быть установлена периодичность повышения/подтверждения квалификации для некоторых работников, которые работодатель так же обязан реализовать.
Профессиональное обучение рабочих — разбор основных вопросов

Начнем с важных для нас определений. Согласно Трудового Кодекса:

  • Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
  • Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Требования к квалификации работников содержатся в соответствующих профессиональных стандартах и квалификационных требованиях. Как с ними работать, чтобы понять, необходимо ли отправлять работников на профессиональное обучение, рассмотрим ниже.

Для кого применение профессиональных стандартов обязательно?

Чтобы работодателю определить, обязан ли он применять профстандарты, ему необходимо понимать на основании чего у него может появиться такое обязательство.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены:

  • Трудовым кодексом;
  • Федеральными законами;
  • Иными нормативно-правовыми актами.

Примеры, как эти требования могут быть установлены:

Реквизиты НПА Требование Комментарий
Трудовой кодекс Статья 57. В трудовом договоре указываются:

 

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

Если в штате есть «вредники» или иные работники, которым положены льготы и/или компенсации, то применение профстандартов для этих работников обязательно
Статья 330.2. Особенности приема на подземные работы Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Прямое указание необходимости соответствия квалификационным требованиям согласно квалификационных справочников или профстандартов
Федеральные законы
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Статья 9. Принцип профессионализма заказчика 1. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

2. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к обучение в соответствии с установленными требованиями, а так же к повышению квалификации и профессиональной подготовке
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Прямое указание необходимости соответствия квалификационным требованиям согласно квалификационных справочников или профстандартов
Статья 52. Иные работники образовательных организаций 1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности работников сферы научного обслуживания, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Пункт 1 Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), содержащих… Перечисляются организации, в которых применение профстандартов обязательно
Иные нормативно-правовые акты
«Правила по охране труда при работе на высоте», утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н Пункт 13 Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации. Прямое указание на необходимость соответствия квалификации выполняемым работам
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 Пункт 19 19. Работники (инженерно-технические работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, и персонал — лица рабочих профессий) организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:

а) знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);

Прямое указание на необходимость соответствия квалификации выполняемым работам
Пункт 216 216. Персонал, который назначается для выполнения работ по строповке, в том числе, по навешиванию на крюк ПС, зацепке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик».

 

То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий, в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами.

 

Для ПС, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной обвязки разрешается выполнять персоналу прошедшему проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.

Прямое указание на необходимость соответствия квалификации по профессии «стропальщик»
и другие

Этот перечень требований далеко не полный и работодателю необходимо провести большую работу по изучению нормативно-правовой базы, которая относится к сфере его деятельности на предмет наличия в них требований к применению профессиональных стандартов.

Как определить необходимое образование для работника?

Давайте мы с вами рассмотрим несколько примеров, наиболее часто встречающихся на практике у среднестатистического работодателя, частной организации.

Например, у нас производственная организация, и в штате есть слесарь-ремонтник. Подходящим для него профстандартом может быть 40.077 «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования», утв. Приказом от 28 октября 2020 года N 755н.

Обобщенная трудовая функция

Мы видим, что в этом профстандарте есть требования к образованию и обучению. В случае, если для нас применение профстандарта обязательно, по нашей схеме работник, должен  иметь соответствующее образование по одному из следующих вариантов:

Осталось понять, обязательно ли для нас применение профстандарта?
И тут все не так однозначно, разберем на примерах.

Так как мы – частная организация, то для нас применение профстандарта не обязательно, мы его можем применять по своему усмотрению. Следовательно, соблюдать требования к квалификации, установленные профстандартом нам не обязательно.

Однако, если по результатам спецоценки условий труда, работнику устанавливаются вредные условий труда, льготы и компенсации, то нам необходимо следовать требованиям профстандарта и соответственно, либо убедиться, что имеющееся обучение нашего работника соответствует требованиям профстандарта, либо направить его на необходимое обучение (за счет организации).

Допустим, нашему работнику не установлены вредность, льготы и компенсации, и мы можем не применять требования профстандарта.

Вроде бы выдохнули… Но наш работник периодически выполняет работы на высоте. А мы с вами приводили выше требование, что в соответствии с «Правилами по охране труда при работах на высоте», утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н:

«п.13 Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.»

То есть для всех работников в нашей организации, которые выполняют работы на высоте, должны применяться требования профстандартов или квалификационных справочников по их основной профессии. Здесь имеется ввиду не обучение на группы по высоте в соответствии с Приказом 782н, а профессиональное образование или профессиональное обучение. Следовательно, наш работник должен иметь образование в соответствии с квалификацией, указанной в профстандарте.

Хорошо, рассмотрим другой пример. Наш работник не «вредник», не работает на высоте, и требования профстандарта, вроде бы, для нас имеют рекомендательный характер. Мы производим оборудование для промышленных предприятий, наши работники иногда выезжают по гарантийным случаям, в том числе и наш слесарь-ремонтник. Производственная площадка одного из клиентов – опасный производственный объект (согласно Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ).

Согласно п.1 ст.9 этого Федерального закона наш клиент обязан «допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям …». То есть чтобы выполнить эти требования, клиент вправе проверить документы на нашего работника, и, если квалификация нашего работника не будет соответствовать квалификационным требованиям из профстандарта, клиент вправе (точнее должен) не допустить нашего работника на свою территорию. Следовательно, если у нас нет работника с соответствующей квалификацией на замену тому, которого не пустили на территорию клиента, может возникнуть ситуация, что мы, например, будем нарушать договорные требования по гарантийному ремонту произведенного нами оборудования.

Получается, если мы знаем, что наши работники будут выполнять работы на опасных производственных объектах, у них должна быть соответствующая квалификация (для слесаря-ремонтника – среднее профессиональное образование, ИЛИ среднее общее + обучение по программе профессиональной подготовки по профессии, ИЛИ среднее общее + обучение по программе переподготовки рабочих).

Вот сколько нюансов по, казалось бы, одному работнику!

Надо ли обучать работника при совмещении, совместительстве, поручении новой работы?

Здесь в общем-то правила такие же, как при определении обязательности соблюдения требований профстандартов по основной профессии: если обязательно применение профстандарта для организации в целом, или для работника, потому что он «вредник» или получает льготы и/или компенсации, или для выполнения его работ установлены требования к квалификации – то профстандарты применяем, если нет – то они являются рекомендуемыми, но не обязательными.

Давайте рассмотрим конкретный пример

Мы планируем, чтобы наш слесарь-ремонтник выполнял стропальные работы. Мы – все та же частная организация, для которой применение профстандартов не обязательно. Следовательно, обязанности наличия у нашего работника соответствующей квалификации согласно профстандарту не требуется.

Усложним ситуацию: мы являемся опасным производственным объектом согласно 116-ФЗ, или же нашему работнику приходится работать на таких объектах у наших заказчиков. Тут уже вступают в силу требования 116-ФЗ (мы их с вами уже разобрали) и ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N461», где говорится, что в некоторых случаях квалификация работника должна соответствовать квалификации «Стропальщик».

В данный момент проффстандарта для «стропальщика» нет, но определены требования к трудовой функции по строповке грузов.

Пример из реестра трудовых функций

То есть помимо профессионального обучения по основной должности, варианты которого мы разобрали выше, работника необходимо будет обучить по программе профессиональной подготовки рабочих ИЛИ программе переподготовки рабочих.

Но и это еще не все! Если мы внимательно ознакомимся с профстандартом для слесаря-ремонтника промышленного оборудования, особенно обратим внимания на отличия в трудовых функциях по разрядам, то увидим, что у слесаря-ремонтника 2-го разряда стропальных работ нет, а вот у слесаря- ремонтника 4-го разряда в «Необходимых умениях» уже есть «Осуществлять строповку и перемещение механизмов оборудования средней сложности с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места».

В начале статьи мы с вами уже отметили, что программы профессионального обучения должны разрабатываться обучающими организациями на основании профессиональных стандартов (при наличии). Если профессиональных стандартов по данным профессиям или должностям нет, то программы разрабатываются на основании установленных квалификационных требований. То есть «что попало» образовательная организация в программу обучения добавить не может.

Следовательно, если стропальные работы, выполняемые работником, ограничиваются обозначенными в профстандарте, то будет важен разряд. Если у него 4-ый разряд, то стропальные работы уже «входят» в профессиональное обучение по основной профессии. Если разряд 2-ой или 3-тий, то стропальным работам он не обучался, и его необходимо отправить на профессиональное обучение с целью, либо повышения разряда до необходимого, либо же отправить на переквалификацию с целью получения новой профессии «стропальщик».

Если же стропальные работы «шире» обозначенных в профстандарте по основной профессии, тогда вариантов нет – работника необходимо обучать на смежную профессию «Стропальщик».

Как часто нужно посылать на повышение квалификации?

В российском законодательстве нет требований, устанавливающих периодичность повышения квалификации всем работникам всех организаций. Профессиональное образование, профессиональное обучение, по которому присвоена определенная квалификация не является периодическим, оно выдается бессрочно, как аттестат об общем образовании или как диплом о среднем специальном или диплом о высшем образовании.

Откуда периодичность повышения квалификации – раз в 5 лет?

Раньше действовало Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», где было установлено требование к повышению квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника. Сейчас же эти вопросы регламентирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ, и периодичности повышения квалификации в нем не установлено. Но многие работодатели «по инерции» и сейчас проводят повышение квалификации, ориентируясь на эти сроки.

Стоит все же отметить, что некоторыми нормативно-правовыми актами все же устанавливаются требования к повышению квалификации или ее подтверждению с установленной периодичностью определенным категориям работников. Яркие примеры – это педагоги, медицинский персонал, руководители и специалисты в области промышленной безопасности.

Категория работников НПА Обоснование
Медицинские работники Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников

2. Медицинские работники обязаны:

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

«Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», утв. Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N66н п. 4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Педагогические работники Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

Работник опасных производственных объектов Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Статья 14.1. Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности

1. Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее — работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

и другие

Заключение

Давайте подведем итог: однозначного ответа на вопрос «Нужно ли работодателю посылать работника на профессиональное обучение?» – нет.

Очень хорошо, когда в организации есть грамотный кадровик, который и должен «заведовать» всем этим: знать, какие трудовые функции выполняет работник, знать о наличии требований к обязательности применения профстандартов и квалификационных требований в конкретном случае, отслеживать имеющуюся квалификацию трудоустраивающихся работников и инициировать профессиональное обучение работников в случае, если это необходимо.

На практике такие «золотые» кадровики в организациях встречаются не всегда, и тогда специалисту по охране труда приходится вникать в этот омут.

Надеемся, что наша статья хоть немного пролила свет на эти запутанные вопросы.

Автор:
Лазуткин Вадим

Все статьи автора

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 комментария читателей статьи "Профессиональное обучение рабочих. Учить или не учить?"

Игорь14.01.2025 в 11:21

Исчерпывающе!!!! РЕСПЕКТ!!!!

Ирина20.01.2025 в 09:18

У слесаря-ремонтника промышленного оборудования, стропальные работы прописаны у слесаря-ремонтника 3-го разряда.

Александр.30.01.2025 в 11:30

Спасибо, все на тарелочке с золотой каёмкой

Читайте также:
Интервью газете Понедельник
04.05.2018

 5306

Интервью генерального директора Вадима Лазуткина газете «Понедельник»

Директор компании «Внедрение систем и развитие» Вадим Лазуткин предлагает новый взгляд на услуги в области охраны труда. – Вадим, в […]

Читать далее
Новые правила по охране труда 2021
23.12.2020

 15089

Новые правила по охране труда 2021

Новый 2021 год принесёт нам новые правила по охране труда — они вступают в силу с 1 января 2021 года. […]

Читать далее
Расследование несчастных случаев с учащимися
04.04.2018

 10682

Расследование несчастных случаев с учащимися

Несчастный случай на производстве всегда трагическое событие, как для работодателя, так и для работника. А если такой случай произошёл с […]

Читать далее