Оценка профессиональных рисков в организации: актуальное на 2025 год

22.06.2024 (Обновлено 20.03.2025)

Время чтения: 19 мин

 40481

Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — эти понятия сейчас на слуху у каждого специалиста по охране труда или лица, выполняющего его функцию. Тем более когда произошли глобальные изменения по охране труда с 1 марта 2022 года и оценка проф.рисков стала играть не последнюю роль в системе управления охраной труда организации.

Содержание статьи:

Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.(Статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».

Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков».

Процесс управления профессиональными рисками непрерывный : сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).

Тут же статья 214 Трудового кодекса: работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.

Управление профессиональными рисками — непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации.

Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.

Для эффективной реализации всей процедуры оценки профессиональных рисков (далее — ОПР) необходима вовлеченность всех сотрудников организации, в первую очередь комиссии по проведению ОПР, которая проанализирует опасности, обнаружит и оценит риски, разработает план мероприятий.  Возлагать обяанности по проведению оценки профессиональных рисков только на специалиста по охране труда или работника выполняющего его функции в корне неправильно.

Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Недостаточно просто провести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом считать, что обязанности работодателя выполнены. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.

Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Работник получил травму — требуется пересмотр опасностей и их источников, вероятности тех или иных событий, наличие и эффективность мер по исключению опасностей.

Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.

Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением, а также применение мер.

Приказ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда»

П26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.

Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.

Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих локально — нормативных актах.

Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.

Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации

В настоящее время оценка профессиональных рисков необходима по требованию законодательства, а именно:

Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.

При проведении плановых проверок по охране труда вопросы проведения оценки профессиональных риско отражены в проверочных листах.

Проверочный лист

Оценку профессиональных рисков в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.

Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.

 

 

 

Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.

Еще один нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, комбинаты питания, транспорт и др.).

Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?

Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры.

Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом  № 776н от 29.10.2021  устанавливает ОПР и СОУТ базовыми процессами по охране труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника.

Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков.

Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:

 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) Оценка профессиональных рисков (ОПР)
Основание для проведения: Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ
  • Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда
  • Работодатель обязан обеспечить:
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.
Получаемые
результаты:
  • Отчет о проведении СОУТ
  • Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по
    улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации
  • Приказ о создании комиссии
  • Утвержденная методика оценки
  • Перечень мест для оценки
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты)
  • Классификатор опасностей
  • План мероприятий по управлению рисками
  • Закрепленные в документах
    процедуры (положении о СУОТ или иных документах)

Как мы знаем Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ.

С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) со стороны законодателей. Но на самом деле таким образом обеспечена гибкость в выборе способа проведения и отражения результатов ОПР. Разберемся со всем по порядку. С 1 марта 2022 года вступили в силу ряд документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации». — устанавливает обязанность работодателя выявлять, анализировать и оценивать опасности и профессиональные риски.
  • Приказ Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» — определяет процесс оценки проф.рисков как базовый процесс по охране труда. Устанавливает примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
  • Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г.
    «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» — содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
  • Приказ Минтурда России от 31 января 2022 г. N 36 «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей» — предназначен для обеспечения правильности и полноты установления опасностей, а также источников этих опасностей.

В пунктах Приказа Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» (является нормативно-правовым актом) отражено следующее:

17. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

22. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков , выявленных (идентифицированных) опасностей.

23. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку .

В Приказе Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» (не является нормативно-правовым акто, носит рекомендательный характер) определены следующие рекомендуемые методы оценки профессиональных рисков:

  • для предприятий малого и микро-бизнеса – самые простые по использованию,
    не требующие специальных знаний, позволяющие обеспечить соблюдение базовых требований безопасности при малой численности персонала и количестве рабочих мест и при отсутствии оборудования, способного причинить вред здоровью значительного количества работников. К таким методам относятся:

Контрольные листы,

Матричный метод;

  • наиболее распространенные – простые в использовании и не требующие специальных знаний методы, которые рекомендуется использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности, и которые наиболее широко используются в практике предприятий Российской Федерации. К таким методам относятся:

Матричный метод на основе балльной оценки,

Анализ «галстук-бабочка»;

  • методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем – методы, которые рекомендуется использовать для оценки рисков в отношении отдельных наиболее опасных производственных процессов или оборудования (в том числе объединенного в технологическую цепочку). К таким методам относят: Анализ причинно-следственных связей,Метод анализа сценариев,Метод анализа «дерева решений»,Метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis),Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности;
  • методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов – методы, используемые для оценки рисков отказа ключевого оборудования и для оценки рисков, связанных с обеспечением безопасности определенного вида продукции;
  • иные методы, – методы оценки рисков, не связанные с эксплуатацией оборудования и травмированием работников, которые рекомендуется использовать для оценки различных аспектов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья работников.

 

Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что с 1 марта 2022 года законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков пополнило ряд  необязательных для применения документов, помогающих работодателю организовать процесс оценки проф.рисков близко к тому, как это видят законотворцы. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков или воспользоваться тем, что предлагает Минтруд.  Главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке.

Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска

Специальная оценка условий труда Оценка профессиональных рисков
Кто может проводить: Проводится сторонней аккредитованной организацией Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также возможно с привлечением аккредитованного эксперта  в состав комиссии.
Когда необходимо проводить: В течение 12 месяцев с момента образования рабочего места Перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест
Периодичность проведения: В случае изменений в организации (замена оборудования, смена месторасположения рабочих мест, наступления несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников и т.д.) – в течении 6 месяцев с момента появления изменений;

Не реже 1 раза в 5 лет (если рабочие места не задекларированы)

Периодичность проведения аудита результатов ОПР устанавливается работодателем;

Результаты ОПР пересматриваются обязательно при любых изменениях (новое оборудования, изменение условий труда, наступление несчастных случаях, авариях и инцидентов и т.д.).

Ответственность и штрафы: Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб.

Выполнить оценку профессиональных рисков самостоятельно или подключить организацию на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Вариант №1 — привлечь к ОПР компанию

Ответственность за проведение оценки профессиональных рисков в любом случае несет работодатель, поэтому экспертная организация подготавливает локально-нормативные акты для проведения ОПР (приказ о создании комиссии, Положение по идентификации и оценке проф.рисков или метод по ОПР, приказ об утверждении документов и результатов ОПР и т.д.).  Сотрудник экспертной организации проводит аудит документации и производства, идентифицирует опасности, затем на основании собранных данных подготавливает отчет (результат оценки проф.рисков).

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию?

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки (можно запросить шаблоны документов и методику);
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).

Плюсы:

  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).

Минусы:

  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

 Лайфхак:

Приказом Минтруда России от 19.03.2024 № 123н, были скорректированы Правила финансового обеспечения по охране труда и теперь работодатели вправе возвращать средства, затраченные на оценку проф.рисков, которую проводила сторонняя организация. При этом сама компания, выполняющая оценку, должна быть внесена в реестр субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере охраны труда.

Чтобы возместить оценку профессиональных рисков, работодатель обязан предоставить в СФР:

  • копию договора с организацией, проводящей оценку проф.рисков;
  • сведения об индивидуальных номерах рабочих мест, в отношении которых проводится оценка проф.рисков.

Приказ вступает в силу с июня 2024 года, это значит что компании уже до 1 августа 2024 года смогут подать в СФР документы на возмещение оценки проф.рисков.

Вариант №2 — сделать ОПР самому

Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

Плюсы:

  • условная «бесплатность» проведения;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.

Минусы:

  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ, изза некорректных реузльтатов;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Вариант №3 — сделать ОПР самому при помощи ПО

Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков — меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Какие документы по ОПР может проверить ГИТ?

Согласно п. 10.2 Приказа Минтруда РФ от 21.03.2019 г. №77 проверке подлежат следующие документы:

  • перечень (реестр) опасностей;
  • документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска.
  • документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Порядок действий при самостоятельной оценке профессиональных рисков

Порядок действий при самостоятельной ОПР

На первый взгляд может показаться, что оценка проф.рисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий:

  1. Определить методики по идентификации и оценке рисков;
    — используя рекомендации  Приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов ОПР», либо также работодатель вправе разработать методику самостоятельно
  1. Разработать локально-нормативного акта для идентификации и оценки рисков;
    — утвердить положение или отдельно методику оценки риска, также можно включить раздел ОПР в Положение о системе управления охраны труда
  1. Выбрать ответственных лиц за организацию и проведение оценки рисков;
    — издать приказ о назначении ответственного лица или формировании комиссии по оценке и идентификации рисков
  1. Составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих ОПР (с учетом аналогичных рабочих мест).

Лайфхак: список рабочих мест необходимо сделать оптимальным

Если имеются аналогичные рабочие места, например, идентичные автомобили по марке и техническим характеристикам или работники выполняют идентичные операции, то рабочее место можно взять одно. И наоборот, если рабочие места различаются факторами (освещённостью, выполнением трудовых функций в разных кабинетах и т.д.), то лучше проанализировать каждое.

  1. Провести осмотр каждого рабочего места в соответствии с ранее подготовленным перечнем РМ зафиксировать источники опасности:
  • Места выполнения работ;
  • Используемое оборудование, материалы и сырье;
  • Выполняемые работы;
  • Аварийные ситуации;
  1. Рассчитать уровень оценки профессиональных рисков, согласно выбранному методу;
    — результаты заносятся в карты оценки рисков
  1. Разработать меры по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков
    — с указанием сроков проведения и ответственного лица
  1. Составить  перечень (реестр) всех выявленных опасностей;
  1. Ознакомить работников с выявленными рисками на их рабочих местах;
  2. Локально-нормативным актом определить срок проведения анализа результатов ОПР (для управления рисками и соблюдения требований ТК РФ);
  3. Применить результаты ОПР в охране труда (инструкции, выдача СИЗ и ДСИЗ, инструктажи и обучение работников).

Папка с документами ОПР

В каких случаях необходимо пересматривать результаты ОПР?

В первую очередь, не стоит забывать, что оценка профессиональных рисков – это постоянный процесс. Выявление опасностей, их анализ и оценка, должны вестись непрерывно (ст. 214 ТК РФ)!

Таким образом, пересмотр результатов ОПР необходимо проводить:

  • при введении нового рабочего места;
  • при изменениях в технологическом процессе на том или ином рабочем месте;
  • при замене оборудования, которое может создать дополнительные опасности, либо изменить уровень риска (выше/ниже);
  • при изменении состава применяемых материалов, сырья;
  • при изменении должностных обязанностей работника, влияющих на безопасность труда;
  • при изменении НПА, требования которых затрагивают непосредственно трудовые функции работника;
  • при изменении результатов специальной оценки условий труда;
  • при несчастном случае;
  • по требованию государственного инспектора труда;
  • по решению работодателя.

ВАЖНО! Нормативными правовыми актами не установлена периодичность пересмотра результатов ОПР, работодателю необходимо самостоятельно определить её. Мы рекомендуем проводить анализ не реже 1 раза в год

Анализ результатов и пересмотр оценки рисков в чем разница?

Анализ – это проведение аудита функционирования СУОТ (либо конкретно процедуры по оценке рисков), проверка соблюдение мер по исключению и снижению рисков.

Процесс проведения анализа результативности ОПР:

  • Назначить ответственное лицо, за проведение анализа;
  • Ответственному лицу зафиксировать все изменения в документе (к приму актом, протоколом и тому подобное).
    — если по результатам анализа условия труда остались прежними, достаточно зафиксировать в документе, что изменений не было, результаты ОПР считать действительными;
  • Комиссия по оценке рисков рассматривает все зафиксированные изменения и организовывает процесс пересмотра результатов.
  • Пересмотр – это актуализация результатов ОПР и оптимизация процессов СУОТ.

Как оформить пересмотр оценки рисков?

Независимо от того, по какой причине требуется пересмотр, процедура едина:

  • Актуализация карты оценки рисков на каждое или конкретное рабочее место;
  • Учесть новые результаты и расчёты рисков в перечне мер по исключению и снижению риска, а также в перечне (реестре) опасностей;
  • Применить новые результаты в локально-нормативных актах по охране труда, в которых применяются результаты ОПР (инструкции, нормы выдачи СИЗ, перечни лиц подлежащих обучению/МО и так далее).

Что еще важно знать?

  • Проведение оценки профессиональных рисков в организации является одним из базовых процессов в Системе управления охраной труда (СУОТ);
  • Без ОПР нет возможности грамотно разработать инструкции по охране труда, программы обучения и инструктажей, нормы выдачи СИЗ и ДСИЗ и многое другое. То есть без ОПР работодатель не имеет права допустить работника до выполнения трудовых обязанностей;
  • Отсутствие результатов оценки рисков влечет за собой несколько штрафов:

Штрафы за отсутствие результатов оценки профессиональных рисков

  • ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ  «Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда:
    — для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.
    — для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  • ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного); обязательных психиатрических освидетельствований»:
    — для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.
    — для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.
  • ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты»:
    — для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    — для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.
    — для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

Автор:
Лазуткин Вадим

Все статьи автора

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 комментариев читателей статьи "Оценка профессиональных рисков в организации: актуальное на 2025 год"

Гульнара30.03.2021 в 09:11

Спасибо за подробную информацию

Оксана Владимировна30.03.2021 в 17:51

СПАСИБО!!! Информация доступна и понятна.

Роман Станиславович, +77773618150 (ВатсАпп)15.12.2021 в 14:48

Просмотрел вебинар с удовольствием. Всё профессионально и понятно. У нас в Казахстане другие правила. Минтруда и соцзащиты населения утвердил Положение о СУОТ в августе 2020 с вводом его с сентября 2020, но о новых требованиях ISO 45001 там мало. Готовят изменения, посмотрим, что дадут. Нет методичек. Собираю все по крохам. Жду и от Вас посильной помощи. Спасибо

Анна09.02.2022 в 11:03

Добрый день! Подскажите, если у нас все сотрудники работают дистанционно, необходимо проводить оценку профессионального риска?

Елена эл.адрес:elenacem7@mail.ru29.03.2022 в 10:32

Спасибо большое за информацию. Остался один вопрос: порядок действий наш, если проведение оценки профессиональных рисков заказан специализированной компании?

krebun22.05.2022 в 23:17

http://trud45.ru/ Оценка профрисков

Дмитрий19.07.2024 в 07:40

СПАСИБО!!! Информация важная! Всё доступно и понятно.

Сергей06.11.2024 в 17:26

Доброго! У меня имеется приказ 796 и приказ 926. Они идентичны. Каким всё-таки пользоваться?

Читайте также:
Безопасность при работе с компьютером
07.07.2017

 4332

Безопасность при работе с компьютером

Безопасность при работе с компьютером является одним из основных условий при организации производственного процесса в офисе. При разработке комплекта документации […]

Читать далее
Пожарная безопасность в детском саду (ДОУ)
08.11.2021

 16998

Пожарная безопасность в детском саду (ДОУ)

Содержание статьи:1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие требования пожарной безопасности в ДОУ2 Требования пожарной безопасности по отношению к работникам ДОУ3 Проведение инструктажей, […]

Читать далее
Вся правда про медицинские осмотры работников
26.07.2021

 13673

Вся правда про медицинские осмотры работников

Только задумайтесь, кому нужны вечно болеющие работники?! Правильно, никому. Ни работодателю, который надеется получить максимум прибыли в кратчайшие сроки, ни […]

Читать далее