Охрана труда и безопасность в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы
28.07.2021
(Обновлено 19.07.2024)
Время чтения: 7 мин
22729
Действительно ли в организациях индустрии красоты необходимо задумываться об охране труда? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Зачастую охрана труда в салонах красоты из-за недостатка времени или денежных средств откладывается на второй план. Однако, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда обходятся в 10 раз меньше, чем расходы на оплату штрафов из-за несчастных случаев, связанных с их не проведением.
Работники салонов и парикмахерских не редко сталкиваются с такими травмами:
порезы бритвой;
ожоги от утюжков, плоек, гофре;
ранение при подхватывании на лету падающих ножниц;
спотыкания о провода, приводящие к серьезным ушибам и переломам;
ожоги от пролитых горячих жидкостей;
удары током при работе с неисправным оборудованием и т.д.
Перечислять можно бесконечно! Но, уже, становится понятно, что опасностей на рабочих местах работников салона красоты предостаточно.
Работодателю важно знать, что последствия от вышеперечисленных опасностей в Трудовом кодексе РФ квалифицируется как несчастный случай на производстве или микротравма, и должен быть расследован.
Справка:
несчастный случай на производстве – это происшествие во время рабочего процесса, в результате которого здоровью работника был нанесен вред (или он погиб). Перечень таких событий приведен в ст. 227 ТК РФ.
Многие травмы можно избежать, если в салоне красоты будут соблюдаться базовые требования безопасности.
В этой статье мы рассмотрим основные законодательно необходимые составляющие охраны труда в салоне красоты.
Какие документы по охране труда необходимы в салоне красоты?
В салоне красоты должны быть разработаны и введены в действия следующие документы:
приказы о назначении ответственных за процессы по охране труда и об утверждении документов по охране труда;
программа и инструкция Вводного инструктажа по охране труда;
программы первичных инструктажей по охране труда для каждой профессии в салоне красоты;
журналы по охране труда;
инструкции по охране труда. Инструкции разрабатываются для каждой профессии/должности отдельно. Также в организации должны быть разработаны инструкции при производстве отдельных видов работ и инструкции при эксплуатации технологического оборудования;
положения, регламентирующие основные процессы по охране труда;
перечни;
программы обучения с экзаменационными билетами для работников салонов красоты (по профессиям и видам работ);
протоколы обучения руководителей и работников организации;
личные карточки учета выдачи СИЗ и смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам салона красоты.
Без наличия данных документов невозможно организовать работу по охране труда. Так как все мероприятия должны либо проводиться с помощью этих документов, либо учитываться в них.
Необходима ли специальная оценка условий труда в салоне красоты?
Если в салоне красоты ранее не осуществлялась специальная оценка условий труда, то необходимо организовать и обеспечить ее проведение. Для этого нужно создать в организации специальную комиссию по оценке и заключить гражданско-правовой договор с организацией, специализирующейся на проведении СОУТ. Организация, проводившая СОУТ указывает результаты в отчете.
Важный совет: все сотрудники салона должны быть ознакомлены с результатами СОУТ под роспись не позднее чем через 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Информация об условиях труда обязательно должна быть включена в тексты трудовых договоров!
Обновлены и актуальны в соответствии с законодательством на 2025 год
Для чего нужны медицинские осмотры в организации?
Руководитель организации обязан организовать за счет собственных средств прохождение медицинских осмотров для всех работников салона красоты:
при приеме на работу (предварительный медицинский осмотр);
в течении трудовой деятельности (периодические медицинские осмотры).
Работодатель обязан не допускать работников к работе без прохождения ими медосмотра.
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н
Для прохождения сотрудниками медицинского осмотра необходимо:
Составить и утвердить список контингента работников, подлежащих медицинскому осмотру.
В 10-дневный срок направить утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по месту нахождения организации.
Заключить гражданско-правовой договор с медицинской организацией, которая будет проводить медицинский осмотр.
Направить работников на прохождение медицинского осмотра.
По результатам медицинского осмотра лечебное учреждение составляет заключительный акт и направляет его организации-работодателя в течении 30 дней после окончания медосмотра.
Хочется отметить, что несмотря на неопасную работу, банальные травмы возможны, а инспектор при проверке будет смотреть в первую очередь на то был ли проведен инструктаж.
Работники рабочих профессий (парикмахер, визажист, уборщик служебных помещений и т.д.) должны обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ в первого месяца после поступления на работу.
Далее периодичность и продолжительность обучения руководитель определяет самостоятельно в зависимости от характера выполняемых работ (рекомендуется проводить обучение не реже 1 раза в год).
Обучение по охране труда работников рабочих профессий проводится по соответствующим программам с экзаменационными билетами в самой организации.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проходят в объеме должностных обязанностей в течение первого месяца после выхода на работу. Повторную учебу проводят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно в самой организации (работники не ответственные за осуществление каких-либо мероприятий по охране труда) или в специализированных учебных центрах (для работников, которые являются ответственными за осуществление мероприятий по охране труда).
Пример программы обучения и экзаменационных билетов вы можете посмотреть по этой ссылке.
Для чего нужно обеспечивать работников салонов средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой?
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Пример перечня выдачи СИЗ и санитарной одежды в салоне красоты:
Чем отличается санитарная одежда от СИЗ?
Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты работника от вредных и опасных факторов с которыми он может столкнуться во время работы.
Санитарная одежда предназначена для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий во время работы.
Для чего нужно обеспечивать работников салонов смывающими и/или обезвреживающими средствами?
Рабочий процесс работников салона красоты зачастую связан с различными загрязнениями (краска для волос; химические косметические средства; биологические жидкости клиентов). В связи с этим, персонал должен быть своевременно обеспечен смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с нормами, указанными в Приказе Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
Работникам салона следует выдавать жидкие моющие средства в дозирующих устройствах или мыло твердое, как при работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями (в соответствии с п. 7. Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н)
ВЫВОД:
Таким образом, становится понятно, что охрана труда в салоне красоты – это комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий для осуществления трудовой деятельности и снижение риска возникновения травматизма во время производства работ.
Главной задачей работодателя в этом разрезе является обеспечение и организация законодательно необходимых процессов, касающихся вопросов охраны труда в организации.
Помните, что персонал салона красоты обязан знать требования охраны труда и руководствоваться ими во время производства работ. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также соответствующие комфортные и безопасные условия для выполнения работ.
ВНИМАНИЕ!
Несоблюдение требований трудового законодательства и отсутствие в салоне красоты любого из вышеперечисленных мероприятий по охране труда может повлечь как к административным штрафам, так и к уголовной ответственности. Подробности о штрафах за нарушение требований охраны труда вы можете узнать в нашей статье Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2021 году.
Обновлены и актуальны в соответствии с законодательством на 2025 год
Как правильно составить список работников на медосмотр?
01.04.2021 вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от […]
Содержание статьи:1 Обязанности работодателя по осуществлению контроля2 Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?3 Кто осуществляет контроль?4 Основные […]
Для защиты вашей информации мы ввели строгую политику и определенные меры безопасности.
При вводе личной информации на нашем сайте, вы разрешаете нам обрабатывать и использовать предоставленную информацию в соответствии с данной политикой конфиденциальности.
Мы обязуемся не передавать вашу личную информацию третьим лицам.
Ваши контактные данные будут использоваться только для связи с Вами, в том числе для направления уведомлений об изменении статуса заявки.
Мы используем файлы cookie и другие аналогичные технологии для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Елена31.07.2018 в 08:33
Спасибо за статью, узнала новое для себя