Охрана труда и безопасность в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы

28.02.2025 (Обновлено 13.05.2025)

Время чтения: 7 мин

 24309

Действительно ли в организациях индустрии красоты необходимо задумываться об охране труда? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачастую охрана труда в салонах красоты из-за недостатка времени или денежных средств откладывается на второй план. Однако, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда обходятся в 10 раз меньше, чем расходы на оплату штрафов из-за несчастных случаев, связанных с их не проведением.

Возможны ли травмы у работников салона красоты?

Работники салонов и парикмахерских не редко сталкиваются с такими травмами:

  • порезы бритвой;
  • ожоги от утюжков, плоек, гофре;
  • ранение при подхватывании на лету падающих ножниц;
  • спотыкания о провода, приводящие к серьезным ушибам и переломам;
  • ожоги от пролитых горячих жидкостей;
  • удары током при работе с неисправным оборудованием и т.д.

Перечислять можно бесконечно! Но, уже, становится понятно, что опасностей на рабочих местах работников салона красоты предостаточно.

Работодателю важно знать, что последствия от вышеперечисленных опасностей в Трудовом кодексе РФ квалифицируется как несчастный случай на производстве или микротравма, и должен быть расследован.

Справка: 

несчастный случай на производстве – это происшествие во время рабочего процесса, в результате которого здоровью работника был нанесен вред (или он погиб). Перечень таких событий приведен в ст. 227 ТК РФ.

Многие травмы можно избежать, если в салоне красоты будут соблюдаться базовые требования безопасности.

В этой статье мы рассмотрим основные законодательно необходимые составляющие охраны труда в салоне красоты.

Какие документы по охране труда необходимы в салоне красоты?

В салоне красоты должны быть разработаны и введены в действия следующие документы:

Без наличия данных документов невозможно организовать работу по охране труда. Так как все мероприятия должны либо проводиться с помощью этих документов, либо учитываться в них.

Нет времени заниматься документами?

Заказывайте у нас =>> Смотреть подробнее

Необходима ли специальная оценка условий труда в салоне красоты?

Спецоценка в салонах красоты

Если в салоне красоты ранее не осуществлялась специальная оценка условий труда, то необходимо организовать и обеспечить ее проведение. Для этого нужно создать в организации специальную комиссию по оценке и заключить гражданско-правовой договор с организацией, специализирующейся на проведении СОУТ.  Организация, проводящая СОУТ оформляет результаты в отчет о проведении спецоценки.

Важный совет: все сотрудники салона должны быть ознакомлены с результатами СОУТ под роспись не позднее чем через 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Информация об условиях труда обязательно должна быть включена в тексты трудовых договоров!

Для чего нужны медицинские осмотры в организации?

Руководитель организации обязан организовать за счет собственных средств прохождение медицинских осмотров  для всех работников салона красоты:

  • при приеме на работу (предварительный медицинский осмотр);
  • в течении трудовой деятельности (периодические медицинские осмотры).

Работодатель обязан не допускать работников к работе без прохождения ими медосмотра.

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н.

Для прохождения сотрудниками медицинского осмотра необходимо:

  1. Составить и утвердить список лиц, подлежащих предварительному медицинскому осмотру и периодическому осмотру.
  2. В 10-дневный срок направить утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по месту нахождения организации.
  3. Заключить гражданско-правовой договор с медицинской организацией, которая будет проводить медицинский осмотр.
  4. Направить работников на прохождение медицинского осмотра.

По результатам медицинского осмотра лечебное учреждение составляет заключительный акт и направляет его организации-работодателя в течении 30 дней после окончания медосмотра.

Кому необходимо проводить инструктажи по охране труда?

Травмы работников салонов красоты

Руководитель салона красоты обязан обеспечить проведение инструктажей по охране труда  практически всем работникам с регистрацией их проведения (например, в соответствующих журналах):

  • вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте – при приеме на работу;
  • повторный инструктаж – со всеми работниками не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • внеплановый инструктаж – проводится в особых случаях, указанных в п. 16 «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464;
  • целевой инструктаж – проводится перед выполнением разовых работ; ликвидацией последствий ЧС; проведением массовых мероприятий и т.п.

Хочется отметить, что несмотря на неопасную работу, банальные травмы возможны, а инспектор при проверке будет смотреть в первую очередь в том числе на то, был ли проведен инструктаж.

Кто должен быть обучен по охране труда?

 

Обучение по охране труда должны проходить практически все работники салона красоты!

Где прописано кто, где и чему из работников салона красоты должен обучаться?

«Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.

Работники рабочих профессий (парикмахер, визажист, уборщик служебных помещений и т.д.) должны обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ в течение 60 календарных дней после поступления на работу.

Периодичность обучения составляет 1 раз в год.

Обучение по охране труда работников может проводиться проводится по соответствующим программам с экзаменационными билетами в самой организации.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно в самой организации (работники не ответственные за осуществление каких-либо мероприятий по охране труда) или в специализированных учебных центрах (для работников, которые являются ответственными за осуществление мероприятий по охране труда, членов комиссии по проверке знаний, обучающих работников, инструктирующих и т.п.).

Подробнее про обучение согласно Порядка 2464 мы писали в статье Обучение по охране труда 2464

 

Для чего нужно обеспечивать работников салонов средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой?

Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работники салона красоты должны быть своевременно обеспечены средствами индивидуальной в соответствии с приказами Минтруда России от 29.10.2021 N 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» и N 767н » Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».

Для чего нужно обеспечивать работников салонов смывающими и/или обезвреживающими средствами?

Рабочий процесс работников салона красоты зачастую связан с различными загрязнениями (краска для волос; химические косметические средства; биологические жидкости клиентов). В связи с этим, персонал должен быть своевременно обеспечен смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с нормами, указанными в Приказе Минтруда России от 29.10.2021 N 767н » Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».

В зависимости от загрязнений, возникающих на рабочем месте, а так же видов работ, выполняемых работником, работодатель должен определить дерматологические и смывающие средства, которые нужно выдавать работникам, на основании приложения №3 Единых типовых норм.

ВЫВОД

Таким образом, становится понятно, что охрана труда в салоне красоты – это комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий для осуществления трудовой деятельности и снижение риска возникновения травматизма во время производства работ.

Главной задачей работодателя в этом разрезе является обеспечение и организация законодательно необходимых процессов, касающихся вопросов охраны труда в организации.

Помните, что персонал салона красоты обязан знать требования охраны труда и руководствоваться ими во время производства работ. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также соответствующие комфортные и безопасные условия для выполнения работ.

ВНИМАНИЕ! 

Несоблюдение требований трудового законодательства и отсутствие в салоне красоты любого из вышеперечисленных мероприятий по охране труда может повлечь как к административным штрафам, так и к уголовной ответственности. Подробности о штрафах за нарушение требований охраны труда вы можете узнать в нашей статье Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2025 году.

Автор:
Лазуткин Вадим

Все статьи автора

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария читателей статьи "Охрана труда и безопасность в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы"

Елена31.07.2018 в 08:33

Спасибо за статью, узнала новое для себя

Марина27.10.2020 в 21:23

Всё просто, доступно и понятно. Спасибо за статью.

Читайте также:
Огнетушитель
23.07.2021

 29754

Огнетушители: виды, характеристики, классификация и назначение

Огнетушитель – это первичное средство пожаротушения, которое применяется в случае обнаружения очага возгорания и позволяет его ликвидировать частично или полностью […]

Читать далее
21.02.2024

 5915

Социальный Фонд России вернет вам деньги или как сократить расходы на охрану труда?

Разбираемся поэтапно с вопросом возмещения средств с СФР (Социальный Фонд России): Инструкция к действию и шаблоны документов. Ежегодно работодатели вправе […]

Читать далее
Реестр обучения по охране труда — пошаговый алгоритм, как зарегистрироваться
27.02.2023

 17763

Реестр обучения по охране труда — пошаговый алгоритм, как зарегистрироваться

С 1 марта 2023 года вступают в силу пункты Постановления Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения […]

Читать далее