Действительно ли в организациях индустрии красоты необходимо задумываться об охране труда? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Зачастую охрана труда в салонах красоты из-за недостатка времени или денежных средств откладывается на второй план. Однако, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда обходятся в 10 раз меньше, чем расходы на оплату штрафов из-за несчастных случаев, связанных с их не проведением.
Содержание статьи:
- 1 Возможны ли травмы у работников салона красоты?
- 2 Какие документы по охране труда необходимы в салоне красоты?
- 3 Нет времени заниматься документами?
- 4 Необходима ли специальная оценка условий труда в салоне красоты?
- 5 Для чего нужны медицинские осмотры в организации?
- 6 Кому необходимо проводить инструктажи по охране труда?
- 7 Кто должен быть обучен по охране труда?
- 8 Для чего нужно обеспечивать работников салонов средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой?
- 9 Для чего нужно обеспечивать работников салонов смывающими и/или обезвреживающими средствами?
- 10 ВЫВОД
Возможны ли травмы у работников салона красоты?
Работники салонов и парикмахерских не редко сталкиваются с такими травмами:
- порезы бритвой;
- ожоги от утюжков, плоек, гофре;
- ранение при подхватывании на лету падающих ножниц;
- спотыкания о провода, приводящие к серьезным ушибам и переломам;
- ожоги от пролитых горячих жидкостей;
- удары током при работе с неисправным оборудованием и т.д.
Перечислять можно бесконечно! Но, уже, становится понятно, что опасностей на рабочих местах работников салона красоты предостаточно.
Работодателю важно знать, что последствия от вышеперечисленных опасностей в Трудовом кодексе РФ квалифицируется как несчастный случай на производстве или микротравма, и должен быть расследован.
Справка:
несчастный случай на производстве – это происшествие во время рабочего процесса, в результате которого здоровью работника был нанесен вред (или он погиб). Перечень таких событий приведен в ст. 227 ТК РФ.
Многие травмы можно избежать, если в салоне красоты будут соблюдаться базовые требования безопасности.
В этой статье мы рассмотрим основные законодательно необходимые составляющие охраны труда в салоне красоты.
Какие документы по охране труда необходимы в салоне красоты?
В салоне красоты должны быть разработаны и введены в действия следующие документы:
- приказы об утверждении документов и о назначении ответственных лиц за мероприятия по ОТ;
- инструкции по охране труда (для должностей/профессий и/или видов работ);
- программы инструктажей по ОТ (для вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте, если объем инструкций, по которым инструктируются ваши работники, вы определяете в программах);
- журналы по охране труда (для регистрации инструктажей по охране труда, если их проведение вы продолжаете фиксировать в них; присвоения 1 группы по электробезопасности; несчастных случаев на производстве и т.п.);
- положения, регламентирующие основные процессы по ОТ;
- перечни выдачи СИЗ и смывающих и обезвреживающих средств;
- перечни по обучению (подлежащих и освобожденных от обучения, инструктажей, стажировки);
- Списки лиц, подлежащих медицинским осмотрам;
- программы обучения с экзаменационными билетами для сотрудников салона красоты (если обучаете у себя в организации);
- протоколы обучения сотрудников;
- личные карточки учета выдачи СИЗ и смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Без наличия данных документов невозможно организовать работу по охране труда. Так как все мероприятия должны либо проводиться с помощью этих документов, либо учитываться в них.
Нет времени заниматься документами?
Заказывайте у нас =>> Смотреть подробнее
Необходима ли специальная оценка условий труда в салоне красоты?
Если в салоне красоты ранее не осуществлялась специальная оценка условий труда, то необходимо организовать и обеспечить ее проведение. Для этого нужно создать в организации специальную комиссию по оценке и заключить гражданско-правовой договор с организацией, специализирующейся на проведении СОУТ. Организация, проводящая СОУТ оформляет результаты в отчет о проведении спецоценки.
Важный совет: все сотрудники салона должны быть ознакомлены с результатами СОУТ под роспись не позднее чем через 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Информация об условиях труда обязательно должна быть включена в тексты трудовых договоров!
Для чего нужны медицинские осмотры в организации?
Руководитель организации обязан организовать за счет собственных средств прохождение медицинских осмотров для всех работников салона красоты:
- при приеме на работу (предварительный медицинский осмотр);
- в течении трудовой деятельности (периодические медицинские осмотры).
Работодатель обязан не допускать работников к работе без прохождения ими медосмотра.
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н.
Для прохождения сотрудниками медицинского осмотра необходимо:
- Составить и утвердить список лиц, подлежащих предварительному медицинскому осмотру и периодическому осмотру.
- В 10-дневный срок направить утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по месту нахождения организации.
- Заключить гражданско-правовой договор с медицинской организацией, которая будет проводить медицинский осмотр.
- Направить работников на прохождение медицинского осмотра.
По результатам медицинского осмотра лечебное учреждение составляет заключительный акт и направляет его организации-работодателя в течении 30 дней после окончания медосмотра.
Кому необходимо проводить инструктажи по охране труда?
Руководитель салона красоты обязан обеспечить проведение инструктажей по охране труда практически всем работникам с регистрацией их проведения (например, в соответствующих журналах):
- вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте – при приеме на работу;
- повторный инструктаж – со всеми работниками не реже 1 раза в 6 месяцев;
- внеплановый инструктаж – проводится в особых случаях, указанных в п. 16 «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464;
- целевой инструктаж – проводится перед выполнением разовых работ; ликвидацией последствий ЧС; проведением массовых мероприятий и т.п.
Хочется отметить, что несмотря на неопасную работу, банальные травмы возможны, а инспектор при проверке будет смотреть в первую очередь в том числе на то, был ли проведен инструктаж.
Кто должен быть обучен по охране труда?
Обучение по охране труда должны проходить практически все работники салона красоты!
Где прописано кто, где и чему из работников салона красоты должен обучаться?
«Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Работники рабочих профессий (парикмахер, визажист, уборщик служебных помещений и т.д.) должны обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ в течение 60 календарных дней после поступления на работу.
Периодичность обучения составляет 1 раз в год.
Обучение по охране труда работников может проводиться проводится по соответствующим программам с экзаменационными билетами в самой организации.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно в самой организации (работники не ответственные за осуществление каких-либо мероприятий по охране труда) или в специализированных учебных центрах (для работников, которые являются ответственными за осуществление мероприятий по охране труда, членов комиссии по проверке знаний, обучающих работников, инструктирующих и т.п.).
Подробнее про обучение согласно Порядка 2464 мы писали в статье Обучение по охране труда 2464
Для чего нужно обеспечивать работников салонов средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой?
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Работники салона красоты должны быть своевременно обеспечены средствами индивидуальной в соответствии с приказами Минтруда России от 29.10.2021 N 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» и N 767н » Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
Для чего нужно обеспечивать работников салонов смывающими и/или обезвреживающими средствами?
Рабочий процесс работников салона красоты зачастую связан с различными загрязнениями (краска для волос; химические косметические средства; биологические жидкости клиентов). В связи с этим, персонал должен быть своевременно обеспечен смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с нормами, указанными в Приказе Минтруда России от 29.10.2021 N 767н » Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
В зависимости от загрязнений, возникающих на рабочем месте, а так же видов работ, выполняемых работником, работодатель должен определить дерматологические и смывающие средства, которые нужно выдавать работникам, на основании приложения №3 Единых типовых норм.
ВЫВОД
Таким образом, становится понятно, что охрана труда в салоне красоты – это комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий для осуществления трудовой деятельности и снижение риска возникновения травматизма во время производства работ.
Главной задачей работодателя в этом разрезе является обеспечение и организация законодательно необходимых процессов, касающихся вопросов охраны труда в организации.
Помните, что персонал салона красоты обязан знать требования охраны труда и руководствоваться ими во время производства работ. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также соответствующие комфортные и безопасные условия для выполнения работ.
ВНИМАНИЕ!
Несоблюдение требований трудового законодательства и отсутствие в салоне красоты любого из вышеперечисленных мероприятий по охране труда может повлечь как к административным штрафам, так и к уголовной ответственности. Подробности о штрафах за нарушение требований охраны труда вы можете узнать в нашей статье Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2025 году.

Оставить комментарий:
Добавить комментарий
2 комментария читателей статьи "Охрана труда и безопасность в салонах красоты и парикмахерских: Вопросы и ответы"
Марина27.10.2020 в 21:23
Всё просто, доступно и понятно. Спасибо за статью.

Елена31.07.2018 в 08:33
Спасибо за статью, узнала новое для себя