01.03.2022 вступил в силу Приказ Минтруда от 31.01.2022 №37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда» (далее – Рекомендации). При каких случаях необходимо создавать службу охраны труда и что нужно делать работодателю – об этом сегодня мы поговорим в нашем материале.
Содержание статьи:
- 1 В каких случаях создается служба охраны труда?
- 2 Определение службы охраны труда — цели и задачи
- 3 Структура службы охраны труда
- 4 Как произвести расчет численности работников службы охраны труда?
- 5 Пример предписания работника службы охраны труда
- 6 Необходимость разработки Положения о службе охраны труда
- 7 Выводы
В каких случаях создается служба охраны труда?
Если штатная численность работников в организации составляет более 50 человек, то в таком случае может быть создана служба охраны труда (далее – служба) или введена штатная должность специалиста по охране труда по решению работодателя на основании ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации.
«Убить двух зайцев», создав службу из одного специалиста по охране труда не получится. В пункте 10 Рекомендаций указано, что служба организуется в форме «подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником)».
Сразу стоит разграничить, что требования о создании службы охраны труда НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ:
- на работодателей — индивидуальных предпринимателей;
- на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность (если численность работников не превышает 50 человек);
- работодателей – субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность и предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания.

Рассмотрим же ниже первый случай, когда создается служба охраны труда.
Определение службы охраны труда — цели и задачи
В соответствии с п.9 Рекомендаций службой охраны труда является структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Как правило, служба является самостоятельным структурным подразделением организации, а ее основные цели:
- обеспечение соблюдения требований охраны труда;
- осуществления контроля за их выполнением.
Служба охраны труда должна соответствовать выполнению следующих задач и функций:
- организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
- контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Структура службы охраны труда
В соответствии с п.19 Рекомендаций структура службы формируется в соответствии:
— с учетом организационной (штатной) структуры; | — специфики вида деятельности предприятия (организации); | — наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств); |
---|---|---|
— особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда; | — штатной численности работников у работодателя; | |
— установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя. |
При этом особое внимание необходимо обратить на «взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение» (п.20 Рекомендаций).
Как произвести расчет численности работников службы охраны труда?
На основании п.21 нормативная численность работников службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.
В соответствии с п.26 Рекомендаций применяются коэффициенты, учитывающие удаленность производственных (обособленных) подразделений, не являющихся самостоятельными к рекомендуемым нормативам численности. Например, если расстояние составляет более 50 км, то применяется коэффициент – 2.
В самостоятельных обособленных подразделениях при численности свыше 400 человек, численность специалистов производится отдельно для каждой производственной структуры (предприятий, филиалов, представительства, цехов, транспортных (логистических), обслуживающих и жилищно-коммунальных подразделений, входящих в структуру работодателя, расположенных на разных производственных площадках и имеющих законченный производственный цикл).

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда | Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя | Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях | Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах |
Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях | Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников | Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя | Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда |
Стоит отметить, что в Рекомендациях представлены наглядные таблицы по определению численности работников, данные из которых в дальнейшем должны быть применены при расчете по методике:
- по обеспечению функционирования системы управления охраной труда, консультациям и координации по вопросам охраны труда, планированию мероприятий по охране труда, а также составлению отчетности по установленным формам, ведению документированной информации по охране труда у работодателя (таблица 1);
- по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях (таблица 2);
- по участию в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, обеспечении и координации проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях (таблица 3);
- по подготовке и организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя (таблица 4);
- по участию в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя, а также по организации информационных мероприятий по охране труда (таблица 5).
В соответствии с п.26 расчет численности работников Службы рекомендуется проводить по методике с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 — 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.
Методика расчета
Процесс расчета разбивается на два этапа. На первом производится сбор статистической информации:
- о штатной и фактической численности работников;
- организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ;
- устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда, которые представлены в разделе 4 Рекомендаций.
Во втором этапе производится сам расчет численности по формуле:
Чсот = Нуп + (∑Нч + Нком) × Kриск × Kнев × Kуд (1),
где:
Чсот – численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Нуп – норма управляемости, чел;
∑Нч – суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 – 30.8 Рекомендаций (таблицы №№1-5), в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Нком – рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
Kриск – коэффициент уровня риска работодателя. Данный коэффициент берется из таблицы 6 Рекомендаций, где необходимо выбрать категорию уровня риска организации по отношению к частоте плановых проверок;
Kнев – коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;
Kуд – коэффициент удаленности.
Здесь мы указываем краткое содержание формулы расчета, без подробной расшифровки каждого элемента. Сами Рекомендации содержат развернутую и доступную информацию, а в приложении №1 представляется подробный пример расчета.

Пример предписания работника службы охраны труда
Также в приложении №2 Рекомендаций представлена форма предписания работника службы охраны труда, в которой представлены стандартные графы (кому, в соответствии с какими требованиями, в какой срок произвести устранение и сообщить об устранении).
Скачать образец предписания (файл Word)
Необходимость разработки Положения о службе охраны труда
После проведения расчета численности и определения структуры будущей службы охраны труда, работодатель должен разработать и ввести в действие локальным нормативным актом Положение о службе охраны труда (далее – Положение) и должностные инструкции работников службы.
При составлении Положения для разграничения обязанностей и задач работников службы допускается закрепление за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями (п.14 Рекомендаций), а также указать информацию о персональной ответственности при недостижении поставленных целей и задач.
Также работодатель должен организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников службы, обеспечить их современным оборудованием, средствами связи с доступом к Интернету, к электронным базам данных по охране труда, а по возможности допускается организация кабинетов (уголков) по охране труда, оснащенных современным оборудованием и нормативно-правовыми документами в области охраны труда.
Выводы
Как сейчас модно говорить – «выводы делайте сами». Так и здесь, каждый руководитель сам определяет для себя (в зависимости от численности) стоит ли создавать службу охраны труда, в какой степени делегировать должностные обязанности по выполнению требований охраны труда и какое количество работников определить под их реализацию. Введенные в действия Рекомендации – не всегда в помощь для реального обоснования необходимости в создании службы охраны труда в организации.
Оставить комментарий:
Добавить комментарий
2 комментария читателей статьи "Создание службы охраны труда в организации"
Владимир12.05.2023 в 17:07
И зря. «Штудировать нормативные акты» все равно нужно!

Василий Жуков11.11.2022 в 02:17
Весьма информативно для общего понимания необходимости службу. Мне сэкономило время штудировать нормативные акты.