Содержание статьи:
- 1 Что такое оценка профессиональных рисков?
- 2 Опять душат бизнес проверками?
- 3 Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?
- 4 У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?
- 5 Когда нужно провести оценку рисков?
- 6 Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку
- 7 Документы для оценки рисков
- 8 Основные отличия оценки профессиональных рисков от специальной оценки условий труда
- 9 Запись вебинара по оценке профессиональных рисков
Что такое оценка профессиональных рисков?
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.
Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.
В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии).
При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля, заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.
Опять душат бизнес проверками?
Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.
У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.
Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?
В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.
Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.
На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.
Почему лучше обратиться в экспертную компанию:
- ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
- в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
- имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.
При выборе компании уточните:
- что вам выдадут по результатам оценки;
- компетенцию и наличие обучения у экспертов;
- есть ли гарантия на работы;
- какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
- каковы сроки выполнения работы;
- есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
Плюсы:
- гарантия;
- сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
Минусы:
- различия в ценах на услугу;
- сложность с выбором компании.
Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.
Плюсы:
- относительно низкая стоимость;
- возможность получить дополнительный опыт;
- вовлеченность работников.
Минусы:
- вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
- срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
- отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.
Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.
Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.
У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?
Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.
Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.
Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.
Когда нужно провести оценку рисков?
Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.
Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей
Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:
- гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
- юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.
Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку
Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.
Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.
В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.
- Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
- Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
- Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.
- Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
- Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.
- Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
- Ранжирование реестра рисков.
- Оценка приемлемости рисков.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.
- Разработка мер по исключению и снижению рисков.
- Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.
Документы для оценки рисков
Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.
- Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
- Методика оценки.
- Перечень мест для оценки.
- Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
- Классификатор опасностей.
- План мероприятий по управлению рисками.
- Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
Основные отличия оценки профессиональных рисков от специальной оценки условий труда
Скачать таблицу можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>
Специальная оценка условий труда (СОУТ) | Оценка профессиональных рисков (ОПР) | |
Основание для проведения: | Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ | 1.Ст.209 ТК РФ Управление профессиональными
рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и 2. Ст.212 Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, 3. Ст.219 Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих 4. Приказ от 10 ноября 2017 г. №655 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральной 5. Приказ №77 от 21 марта 2019 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба 6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438. ГОСТ Р 12.0.230-2007 ГОСТ Р 12.0.007-2009 ГОСТ Р 12.0.008-2009 ГОСТ Р 12.0.009-2009 ГОСТ Р 12.0.010-2009 |
Получаемые результаты: | 1.Отчет о ее проведении
2.Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации |
1.Приказ о создании комиссии
2.Утвержденная методика оценки 3.Перечень мест для оценки 4.Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты) 5.Классификатор опасностей 6.План мероприятий по управлению рисками 7.Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах) |
Кто может проводить: | СОУТ проводится сторонней аккредитованной организацией | Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также с привлечением аккредитованного эксперта в состав комиссии. |
Периодичность проведения: | СОУТ проводится 1 раз в 5 лет | Устанавливается работодателем самостоятельно. Пересматривается обязательно при любых изменениях, несчастных случаях, авариях и инцидентов. Пересмотр результатов проводится ежегодно. |
Ответственность и штрафы: | Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.
Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. |
Невыполнение требований законодательства
Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Запись вебинара по оценке профессиональных рисков
Оставить комментарий:
Добавить комментарий
7 комментариев читателей статьи "Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?"
Андрей29.04.2022 в 13:57
Хорошая статья. Было интересно прочитать. Спешу напомнить, что процедура ОПР сложная и затратная по времени и ресурсам. Откладывать её на последний момент не рекомендую – служба по охране труда может физически не справиться со всем объемом необходимой работы. А вот инспекция труда, скорее всего, сразу начнёт «шерстить» предприятия на наличие результатов проведенной оценки уже с 1 марта. Провести ОПР можно с помощью сторонней организации или своими силами. Знаю, что коллеги заказывали опр у ООО НИИ ТехЭкспертиза. Вроде никаких проблем не было. Может кто-то слышал о них?
Виталий08.10.2022 в 01:23
Когда уже нажрутся люди, которые придумывают это? Сколько в них лезет? Опять поборы и поборы.
Аноним02.11.2022 в 12:04
никогда
А. Кузнецов27.12.2022 в 16:45
бюрократы, изображая деятельность, могут только плодить бессмысленные бумаги. Сегодня получил для ознакомления Карту ОПР (на 10 страницах). Подумал, что источники опасности: пол, стол и стул, риск — порезаться о лист бумаги, придумал наш инженер по ТБ, т.к. ничего другого придумать для НИИ не мог. Но, оказывается, он не думал, просто списал, как рекомендовано. И как мы только работали до сих пор — вокруг сплошные «опасности» (в первую очередь — в лице бюрократов).
Владимир27.12.2022 в 09:05
Добрый день .как сделать упрощенную таблицу по оценке рисков в организации.
Ольга20.04.2023 в 14:14
Благодарю! Очень доходчиво и понятно!
Ларюшкина Надежда06.12.2019 в 15:25
Серьезный подход к написанию статьи. Грамотно, доступно. Спасибо.