Соблюдение требований охраны труда является неотъемлемой частью деятельности колледжей и техникумов, ведь эффективное обучение и создание благоприятных условий для профессионального развития обучающихся невозможно без обеспечения безопасности образовательного процесса.
Но давайте понимать, что колледжи и техникумы имеют разную направленность. Одни готовят экономистов и финансистов, другие — работников рабочих профессий. Соответственно, требования охраны труда у первых и у вторых будут различаться.
Содержание статьи:
Нюансы организации охраны труда в средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи, проф. училища)
Чтобы не путать охрану труда и обучение безопасным условиям труда в рамках образовательного процесса обучающихся, предлагаем перед прочтением этой статьи изучить аналогичную статью про охрану труда в общеобразовательных организациях, и лишь потом продолжать изучение данного материала. Из нее вы поймете, что если ваш колледж или техникум готовит специалистов гуманитарной направленности (бухгалтеров, финансистов и т.п.), то подход к организации деятельности по охране труда не будет отличаться от деятельности в школе. Если же ваше образовательное учреждение готовит работников рабочих профессий (сварщиков, слесарей, электромонтеров, поваров и т.п.), то тут будут свои нюансы. Подробнее разберем далее.
Обучение требованиям охраны труда обучающихся
Разберем какие обязанности по обучению требованиям охраны труда есть у участников образовательного процесса.
Обязанности обучающей организации
В соответствии с п.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
…
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
…»
В соответствии с п.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
«…
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
…»
Обязанности и ответственность педагогических работников
В соответствии со ст.48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Педагогические работники обязаны:
…
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
…».
Обязанности и ответственность обучающихся
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Обучающиеся обязаны:
…
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
…
6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.»
Таким образом, образовательная организация должна обеспечить безопасные условия пребывания обучающихся на своей территории во время образовательного процесса, а обучающиеся должны в этот самом образовательно процессе участвовать и выполнять требования безопасности, которые до них были донесены педагогическими работниками. Требования безопасности при работе на оборудовании, при выполнении профессиональных видов работ должны доноситься в рамках изучения профильных профессиональных дисциплин.
Документация по охране труда в колледже и техникуме
Что касается документации по охране труда для работников, а так же проведения инструктажей, то тут требования ни в самом учебном учреждении, ни в общежитии не отличаются от документации для других организаций. Подробнее с перечнем документов можно ознакомиться в разделах 5 — 6 статьи «Охрана труда в школе».
Если же мы говорим про обучение по охране труда работников, то тут могут быть некоторые отличия. В основном у педагогов, преподающих профессиональные дисциплины негуманитарной, рабочей направленности.
Единого правила, кого и чему учить по охране труда в образовательном учреждении, нет. Для каждого учреждения – своя ситуация, в зависимости от условий труда на рабочих местах, должности/профессии обучаемых, их обязанностей.
Приведем пример, чему учить мастера производственного обучения. Допустим, это мастер производственного обучения по сварочным работам.
Программа А | Не нужно
(за исключением случав, если этот мастер не входит в комиссию по проверке знаний, не является уполномоченным по охране труда и др. |
---|---|
Программа Б | Нужно
Есть дополнительные риски кроме офисной и бытовой техники |
Программа В | Не нужно
(исключение, если есть работы повышенной опасности. «Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ», утв. Приказом Минтруда России от 11.12.2020 N884н: п.29. К работам повышенной опасности, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся: 1) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые снаружи и внутри емкостей из-под горючих веществ, работы в закрытых резервуарах, в цистернах, в колодцах, в коллекторах, в тоннелях, каналах и ямах, трубопроводах, работы в топках и дымоходах котлов, внутри горячих печей; 2) электросварочные и газосварочные работы во взрывоопасных помещениях; 3) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые при ремонте теплоиспользующих установок, тепловых сетей и оборудования; 4) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые на высоте более 5 м; 5) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые в местах, опасных в отношении поражения электрическим током (объекты электроэнергетики и атомной энергетики) и с ограниченным доступом посещения (помещения, где применяются и хранятся сильнодействующие ядовитые, химические и радиоактивные вещества).) |
Обучение по оказанию первой помощи | Нужно
п.33 Порядка 2464, ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ |
Обучение по использованию/ применению СИЗ | Нужно
Есть СИЗ, которые требуют практических навыков |
Таким образом, при составлении перечня работников, подлежащих обучению, с указанием программ обучения необходимо анализировать обязанности работника, его трудовые функции, оборудование, материалы и вещества, применяемые на рабочем месте.
Что касается обучающихся: в силу требований ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в процессе образовательной деятельности (занятий) педагогические работникио знакомят обучающихся с правилами безопасного поведения и действий (в том числе при выполнении трудовых операций). Обучающиеся при прохождении профессиональной подготовки в учебных лабораториях и мастерских изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.
Проведение медицинских осмотров в проф. училищах посложнее, чем в общеобразовательных школах.
Например, в школах все более-менее понятно:
— все работники проходят медосмотр по п.25 Приложения к Приказу №29н,
— некоторые работники (повара, дворники, электрики) – по некоторым другим пунктам этого приложения,
— все педагогические работники должны проходить обязательное психиатрическое обследование).
В средних специальных учебных заведениях при составлении перечней на медосмотры, помимо всего перечисленного выше, необходимо уделять внимание «профессиональным» вредным факторам. Например, у того же мастера производственного обучения. Для этого необходимо анализировать условия труда на конкретном рабочем месте, а так же использовать результаты специальной оценки условий труда. Подробнее прочитать по теме медосмотров.
Прохождение обучающимися производственной практики у сторонних работодателей
Производственная практика предоставляет обучающимся возможность применить свои знания и навыки на практике, а также получить представление о том, как функционируют предприятия и организации в их отрасли. Это важный этап подготовки будущих специалистов, поскольку он помогает им лучше понимать реальные требования и особенности своей профессии.
Перед началом производственной практики обучающиеся должны пройти медицинский осмотр, согласно требованиям предприятия, на которое они отправляются эту самую практику проходить.
В первый день практики обучающиеся должны получить вводный инструктаж, а так же первичный инструктаж на рабочем месте от ответственных лиц организации, в которой они проходят производственную практику. Так же организация, в которой обучающийся проходит производственную практику обеспечивает его средствами индивидуальной защиты, исходя из своих Норм выдачи СИЗ.
Разумеется, на практику обучающиеся должны прийти с «багажом» знаний», полученных в образовательном учреждении. Однако, никаких новых требований для образовательной организации здесь не накладывается, все эти знания обучающийся должен получать в ходе проведения учебного процесса (лекций и практических занятий).
Резюме
Соблюдение требований охраны труда в техникумах, колледжах и профессиональных училищах – это обязательная составляющая безопасного образовательного процесса и подготовки будущих специалистов. Это важно для обеспечения безопасной среды обучения, формирования правильных профессиональных привычек и готовности студентов к будущей трудовой деятельности.
Учебные заведения должны поддерживать высокие стандарты безопасности, чтобы обеспечить благоприятные условия для обучения и успешной профессиональной карьеры обучающихся.
Добавить комментарий