Особенности регулирования труда работников транспорта предусмотрены главой 51 ТК РФ.
К транспортным средствам относятся:
- Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт;
- Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен;
- Гражданская авиация;
- Морской и речной транспорт.
В этой статье мы подробнее рассмотрим требования законодательства по охране труда применительно к автомобильному, городскому наземному электрическому и промышленному транспорту.
Основными элементами охраны труда транспортных организаций являются:
- разработка и ведение документов по ОТ;
- оценка профессиональных рисков;
- проведение специальной оценки условий труда;
- организация и проведение инструктажей;
- организация и проведение обучения по ОТ, профессионального обучения, повышения квалификации;
- проведение медицинских осмотров, в том числе предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых. Психиатрического освидетельствования;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации транспортных средств, оборудования, инструментов, сырья и материалов.
Поговорим подробнее о каждом элементе.
Содержание статьи:
- 1 Разработка и ведение документов по ОТ на транспорте
- 2 Оценка профессиональных рисков на транспорте
- 3 Проведение специальной оценки условий труда
- 4 Организация и проведение инструктажей
- 5 Организация и проведение обучения по ОТ, профессионального обучения, повышения квалификации
- 6 Проведение медицинских осмотров, в том числе предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых и психиатрического освидетельствования
- 7 Обеспечение безопасности работников при эксплуатации транспортных средств, оборудования, инструментов, сырья и материалов
Разработка и ведение документов по ОТ на транспорте
Работодателю необходимо разработать и утвердить:
- Приказы о распределении обязанностей и назначении ответственных в сфере ОТ;
- Положение о Систему управления охраной труда;
- Положения, Порядки, Регламенты в сфере ОТ (обучение, обеспечение СИЗ);
- Инструкции по ОТ;
- Перечни, Списки, Нормы;
- Программы инструктажей, обучения.
Организовать ведение:
- регистрации инструктажей;
- журналов учета;
- карточек выдачи СИЗ и ДСИЗ;
- реестров, чек-листов.
Обеспечить наличие:
- протоколов проверки знания;
- результатов ОПР;
- результатов СОУТ.
Оценка профессиональных рисков на транспорте
Работодатель, руководствуясь требованиями ст.214 ТК РФ обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 28.12.2021 N 926 работодатель вправе выбрать или разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности, либо обратиться в экспертную организацию, выполняющую оценку профессиональных рисков на договорной основе.
По итогам в транспортной организации должны быть следующие документы:
- Положение по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков
- Приказ О проведении мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- Перечень рабочих мест, на которых проводится оценка профессиональных рисков;
- План-график проведения оценки профессиональных рисков
- Карта идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
- Реестр профессиональных рисков
- План мероприятий по управлению профессиональными рисками

Проведение специальной оценки условий труда
СОУТ в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ проводится один раз в пять лет на каждом рабочем месте.
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2017 г. № 543н устанавливает особенности проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.
А именно:
— допускается проведение СОУТ комиссией объединения работодателей (если рабочие места водителей, расположены на транспортных средствах одной модели, которые используются для регулярных перевозок пассажиров в границах одного населенного пункта и (или) для регулярных перевозок в пригородном сообщении с одним населенным пунктом);
— для проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей организуется специальный рейс при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.
— обязательным исследованиям подлежат:
- шум;
- электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
- виброакустические факторы;
- параметры микроклимата;
- тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
- напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени; число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров);
— необходимо повысить на одну степень класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата если на рабочем месте отсутствует искусственный источник тепла и холода, предназначенный для создания оптимальных условий труда на рабочем месте;
— Необходимо изменить класс (подкласс) условий труда водителей, повысив его на одну степень, с учётом следующих факторов:
- Дефицит времени: Водители выполняют свои профессиональные обязанности в условиях ограниченного времени, что требует постоянной концентрации и быстрого реагирования.
- Высокая степень ответственности: От водителей зависит конечный результат работы, при этом допущенные ошибки могут привести к серьёзным последствиям.
- Значимость возможной ошибки: Ошибки в работе водителя могут иметь критическое значение, вплоть до создания опасных ситуаций на дороге.
- Риски в дорожных условиях: Во время работы водители сталкиваются с особыми дорожными ситуациями, которые могут создавать угрозу для жизни и здоровья как самих водителей, так и других участников движения.
— запрещено при проведении исследований использовать приборы и (или) поглотительные растворы, содержащие ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.
Организация и проведение инструктажей
Инструктажи работникам проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Предусмотрены следующие виды инструктажей:
- вводный инструктаж по охране труда;
- инструктажи по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый);
- целевой инструктаж по охране труда.
Работодатель в праве утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного и повторного инструктажа по охране труда. Как правило самую распространённую профессию – водитель транспортного средства не освобождают от инструктажей на рабочем месте.
Формы и методы проведения инструктажа по охране труда определяет работодатель. Повторный инструктаж проводят не реже одного раза в 6 месяцев.
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или иное лицо уполномоченное приказом работодателя.
Инструктажи на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работника.
Целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.
Инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда.
Порядок регистрации инструктажа по охране труда и форму его документирования утверждает работодатель.
Организация и проведение обучения по ОТ, профессионального обучения, повышения квалификации
Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464.
В соответствии с п.33 Постановления №2464 работники управляющие автотранспортным средством должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств, может выполняться только работниками, прошедшими профессиональный отбор и профессиональное обучение.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Для его получения необходимо пройти обучение в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и сдать соответствующий экзамен.
В удостоверении указывается категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставлено специальное право.
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов, дополнительно проходят повышение квалификации в соответствии с Приказом Минтранса России от 11.01.2022 № 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов». По результатам обучения и экзамена водитель получает свидетельство ДОПОГ о подготовке.
Проведение медицинских осмотров, в том числе предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых и психиатрического освидетельствования
В соответствии со ст. 328 ТК РФ прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.
Медицинский осмотр проводится в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29Н.
Работники, осуществляющие работы в качестве крановщика (машиниста крана, машиниста крана автомобильного) на основании п. 8 Приложения.
Работники, осуществляющие управление наземными транспортными средствами на основании п. 18 Приложения.
Работники занятые на работах непосредственно связанных с движением транспортных средств, проходят периодические медицинские осмотры работников:
- На основании п. 8 – ежегодно.
- На основании п. 18 – 1 раз в 2 года.
Работники чья деятельность связанна с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 20.05.22 г. № 342н проходят обязательное психиатрическое освидетельствование.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 30.05.23 г. № 266н ежесменно в течение всего времени работы качестве водителя транспортного средства работник проходит:
- Обязательные предрейсовые медицинские осмотры.
(Исключение составляют водители воинских частей, водители за которыми закреплены оперативно-служебные транспортные средства для выполнения служебных обязанностей военной, государственной службы, правоохранительной деятельности, водители, управляющие транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.) - Обязательные послерейсовые медицинские осмотры (для работ связанных с перевозками пассажиров или опасных грузов).
- Обязательные медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся при необходимости по решению работодателя.
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и обезвреживающими средствами
Осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда и Соцзащиты от 29.10.2021 г. N 766н, на основании Норм, утвержденных Приказом Минтруда и Соцзащиты от 29.10.2021 г. N 767н.
Для водителя автомобиля предусмотрены следующие нормы выдачи СИЗ
Одежда специальная защитная | Жилет сигнальный повышенной видимости | 1 шт. |
Костюм для защиты от механических воздействий (истирания) | 1 шт. | |
Пальто, полупальто, плащ для защиты от воды | 1 шт. на 2 года | |
Средства защиты ног | Обувь специальная для защиты от механических воздействий (истирания) | 1 пара |
Средства защиты рук | Перчатки для защиты от механических воздействий (истирания) | 12 пар |
Средства защиты головы | Головной убор для защиты от общих производственных загрязнений | 1 шт. |
Средства защиты глаз | Очки защитные от ультрафиолетового излучения, слепящей яркости | 1 шт. |
Нормы выдачи СИЗ для водителя трамвая и троллейбуса
Одежда специальная защитнаяЖилет сигнальный повышенной видимости1 шт.
Костюм для защиты от механических воздействий (истирания) | 1 шт. | |
Средства защиты ног | Обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов) | 1 пара |
Средства защиты рук | Перчатки для защиты от механических воздействий (истирания) | 12 пар |
Средства защиты глаз | Очки защитные от ультрафиолетового излучения, слепящей яркости | 1 шт. |
Перчатки специальные диэлектрические | определяется документами изготовителя | |
Средства защиты головы | Головной убор для защиты от общих производственных загрязнений | 1 шт. |
Дерматологические СИЗ выдаются в соответствии с видами работ, присутствующими на рабочем месте производственными загрязнителями и на основании Норм, установленных Приложением №3 к Приказу Минтруда и Соцзащиты от 29.10.2021 г. N 767н.
Обеспечение безопасности работников при эксплуатации транспортных средств, оборудования, инструментов, сырья и материалов
Ограничения на занятие трудовой деятельностью, связанной с управлением транспортом
В соответствии со ст. 328.1 ТК РФ к работам, непосредственно связанным с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, нельзя допускать лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за:
1) убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с УК РФ к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям;
2) аналогичные преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза.
К работам, непосредственно связанным с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, нельзя допускать лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за:
1) преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с УК РФ к тяжким и особо тяжким преступлениям;
2) аналогичные преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за указанные преступления. Отстранение осуществляется на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Требования к режиму труда и отдыха
В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, непосредственно связанным с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, запрещена работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Особенности их режима рабочего времени и времени отдыха содержатся в Приказе Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Требования к безопасности
Для обеспечения требований безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств работодатель руководствуется положениями Федерального закона от 10.12.95 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Для обеспечения требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта, работодатель руководствуется Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09.12.20 г. N 871н «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте».
Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
Требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта, промышленного транспорта непрерывного действия, высокоавтоматизированного промышленного транспорта регламентированы Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18.11.20 г. № 814н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта».
Требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта (троллейбусов и трамваев) регламентированы Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09.12.20 г. № 875н «Об утверждении правил по охране труда на городском электрическом транспорте».

Оставить комментарий:
Комментарии читателей статьи "Охрана труда на транспорте"
Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий